|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Польша: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Михаил Клеофас Огинский (1765- 1833 ) Водные ресурсы Польши Гражина Бацевич Станислав Монюшко – путь к опере Первый космонавт Польши - Мирослав Гермашевский Вислава Шимборска- польская поэтесса Владислав Реймонт - польский романист Марыля Родович- первая дама польской эстрады Ян Вейхерт- польский миллиардер Станислав Игнаций Виткевич Король польский - Август III Памятники культуры Анна Каролина Орзельская Польская керамика Краковские легенды |
Станислав Выспянский — крупнейший польский драматург, поэт, художник и педагог конца XIX — начала XX века. Автор "Свадьбы", экранизированной режиссером Анджеем Вайдой. Родился 15 января 1869 года в Кракове в семье скульптора Франчишка. Станислав Выспянский глубоко чувствовал творческую атмосферу, в которой воспитывался, об этом он рассказал в одном из стихотворений, описывая мастерскую своего отца. Большое влияние на воспитание молодого Выспянского оказала также его мать — Мария из Родомских, происходившая из старого краковского патрициата. С одиннадцати лет он воспитывался в доме тети — Иоанны Станкевич, передавшей будущему творцу любовь к независимости, с которой жила вся польская интеллигенция того времени. Будучи студентом Школы Изящных Искусств, Выспянский помогал Яну Матейке при выполнении полихромии храма Св. Девы Марии. Одновременно в Ягеллонском университете изучал литературу, искусство и историю. В 1890 году отправился в путешествие за границу. В Париже пробыл четыре года, там учился в частной художественной Академии Коларосси. Увлекся театром, не пропускал ни одной премьеры и сам пробовал писать драмы. На родину Выспянский вернулся в 1894 году, и Краков — культурный центр "Молодой Польши" — втянул его в круговорот артистической жизни. Он спроектировал и выполнил в костеле Францисканцев витражи: "Стихия", "Святая Соломея", "Святой Франциск", "Бог Отец". Сотрудничал с Городским Театром, в котором выполнял функцию сценариста. В это время закончил писать начатую во Франции драму "Варшавянка". Она открыла цикл произведений посвященных Январскому восстанию: "Лелевель", "Январская ночь", а также драмы: "Проклятие", "Легион", "Свадьба". Именно драмы составили наиболее значительный вклад Выспянского в польскую культуру. В них проявились патриотические и демократические стремления писателя, критика оторванных от народа, бессильных, не способных к большим свершениям "верхов общества". Художественная манера Выспянского, смелого новатора-драматурга, весьма сложна и своеобразна: изображение реальных общественных конфликтов, реалистические тенденции и детали, романтический пафос сочетаются у него с символистской фантастикой, обилием абстрактных категорий. Он также являлся автором исторических поэм: "Казимир Великий", "Болеслав Смелый", "Пяст". Готовя в 1903 году премьеру "Болеслав Смелый" он впервые выступил как автор, режиссер и оформитель. Проектировал мебель, костюмы, ткани. Страсть Выспянского к театру не помешала, однако, и дальше заниматься живописью. На картинах, выполненных в технике пастели, изображал портреты членов семьи, выдающихся личностей и незнакомых людей, добиваясь поразительного сходства. В 1902 году стал доцентом прикладного искусства в краковской Академии изящных искусств. Известен Выспянский также как реформатор графики, занимался иллюстрированием книг и журналов. Его лирическое наследие по объему невелико, но стихотворения отличаются искренностью и глубиной лирического переживания, пронизаны ощущением несовершенства окружающей жизни и разлада поэта с нею и заслуженно причисляются к лучшим достижениям поэзии того времени. Станислав Выспянский тяжело болел и умер 28 ноября 1907 года. Похоронен на Скальце в Кракове. Он оставил после себя огромную художественное, литературное наследие. Известен как духовный предводитель поколения "Молодой Польши", был человеком всесторонне талантливым, работящим. Существование понимал как бесценный дар и как на преступление смотрел на не использование этого дара. Только сцена давала ему полноту самовыражения. Только сцена давала ему полную радость существования. В одном из старинных домов на улице Каноничной разместился музей, посвященный выдающемуся польскому творцу Станиславу Выспянскому. В музее собрана большая коллекция вещей и работ художника: полотна представляющие пейзажи, портреты, театральные костюмы к драмам, книги с его новаторскими иллюстрациями. Его художественные произведения отображены в гобеленах, выполненных творческой артелью, носящей его имя.
Перепубликация с www.gazetapetersburska.org
| |||||||||
|