Боливия
Боливия
Мальдивы
Мальдивы
Эфиопия
Эфиопия
Марокко
Марокко
Индонезия
Индонезия
Перу
Перу
Парагвай
Парагвай
Аргентина
Аргентина
Гибралтар
Гибралтар
Израиль
Израиль
Палестина
Палестина
Иран
Иран
Ливия
Ливия
Реюньон
Реюньон

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Литва:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Отдых на Немане

Зимний отдых в Литве

Зарасай

Бирштонас

Неринга

Паневежис

Несколько слов об истории Литвы

Экономика Литвы

Знаменитости Литвы

Погода в Литве

Кухня Литвы

Съедобный цеппелин

Литовские аэропорты

Праздник весны по-литовски

Йонинес


Литва - Клайпеда - выход в Атлантику

Клайпеда - выход в Атлантику

  

Подраздел: Cтатьи о Литве | Литва
Страницы: 12

КлайпедаЕсли вы на машине, то доедете быстрее меня, потому что я поеду по старому шоссе, вдоль Немана, по границе с Калининградской областью, может, заеду туда, проеду города Юрбаркас, Неман и Советск. Спешить мне некуда, а эту дорогу я люблю с детства, когда мы всей семьей возвращались из Неринги в Вильнюс, иногда даже на такси – как сейчас помню: это стоило 32 рубля. Когда чувствуешь рядом реку, ехать веселей, воображаешь себя плывущим на плоту по течению – и Эйнштейн показывает тебе язык с другого берега.

История Клайпеды, которой в прошлом году исполнилось 750 лет, пожалуй, самая живописная из всех историй литовских городов. Клайпедой этот единственный в Литве морской порт назывался до 1252 года и с 1923 года. А семь веков город назывался Мемель – так немцы называют великую реку Литвы Нямунас - Неман, хотя город и не на ней стоит. В 1252 году вице-магистр Ливонского ордена Эберхардт фон Зайн построил здесь крепость, приняв по ошибке Куршский залив за устье этой реки, и потому назвал Мемельбургом. (А чем не устье? Только очень большое. А Куршская коса – просто другой берег. Вот вам новое географическое открытие). Через два года крепость получила статус города. Это возмутило литовские и жмудские племена, а пруссы устроили великое восстание под предводительством Геркуса Мантаса. Есть много книг, живописный фильм на эту тему. В романе Р. Гранаускаса, например, убедительно воссоздается мироощущение прусса, скорей, даже лесо- и море-ощущение. Он там слышит и понимает хруст всякой веточки, шум всякой волны, вроде индейца. А тут, видите ли, рыцари всякие в латах, на этот раз уже тевтонские, вламываются, куда там Колумбу с Кортесом, и плыть никуда не надо.

Я чувствовал в детстве приблизительно то же, что прусс, когда надо было обогнуть лесом заставу на въезде в Нерингу, а на вышке сидел все тот же – тра—ля—ля – шестиглазый пограничник. Да, так под тевтонами город был еще два века, в 1540 сгорел дотла, в 1629 его взяли шведы и разрушили. В 1709 его опустошила чума, а в 1757-1762 – русская армия. И, наконец, он становится форпостом Пруссии на границе с Государством Российским. Что самое удивительное, Мемель был даже столицей, но не Литвы, а Пруссии: в 1807 году король Фридрих Вильгельм потеснился туда от наступавшего Бонапарта. В середине века – опять пожар, а по версальскому договору Мемель вообще достался французам. И только в 1923 литовцы выгоняют французов, и Мемель становится Клайпедой, но ненадолго: в 1939 году Гитлер снова отбирает ее, потом она становится советской. И вот 20 октября 1988 национальный триколор вновь взмывает над Клайпедским музыкальным театром.

КлайпедаМалая Литва (так называют эту область плюс значительную часть Калининградской области) действительно отличается от остальной Литвы. Лучше всего это видно по Шилуте (немецкому Шилау), который на этот раз уже действительно в устье Нямунаса, – красивейшему опрятнейшему «немецкому» городку, где надо посетить музей, в котором про все это рассказывается, а потом съездить на Вянтес рагас, на орнитологическую станцию, над которой весной мигрируют миллионы птиц.

Сонные рыбацкие деревни на берегу залива, маяк, а можно переплыть на Куршскую косу (там то же плюс дюны). Много домов отдыха. Вообще же вокруг Клайпеды лучше снимать жилье у частников или в деревеньках Гируляй, Мялнраге, Кунигишкес, Ужканаве. Образно можно представить, что Клайпеда хороша, потому что у нее такие подружки или дочки – Смильтине, Паланга, дальше к Латвии – Швянтойи, немного вглубь страны – Кретинга с францисканским монастырем и знаменитыми фестивалями классической музыки, маленькие уютные кафе, моряки, морды которых просят кирпича, но на поверку – милейшие люди. Новая архитектура тут тоже с черепичными крышами, прелестный старинный почтамт, рядом корильон с 48 колоколами, Музей часов и кузнечного дела.

Сейчас в Клайпеде 63 процента литовцев, 29 – русских, 4 – почему-то украинцев, 3 – белорусов. Последние больше смахивают на потомков немцев и латышей: белобрысые такие. Немцы и французы приезжают на землю предков, есть даже такой финт – сходить в здешний санаторий посмотреть, как отдыхает пожилой респектабельный немец. Он обычно заказывает себе абсолютно все связанные со здоровьем услуги: от бани до психоанализа. Вам того же не желаю. Лучше выберите что-нибудь одно. Например, скушайте копченого угря (при одном упоминании текут слюнки) или уху из него же, или угря маринованного, или, что гораздо дешевле, маринованную селедку – с грибами, сливами, морковкой, авокадо.

 Страницы: 12

С этой статьей о Литве также читали:

  Все о Клайпеде

  Университет Витовта Великого

  Клайпеда - выход в Атлантику

  Когда автор - природа

  Витаутас Жалакявичюс

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU