|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Лаос: О стране Гостиницы и отели Все статьи Такси Лаоса Будда-Парк В городе золотого Будды Лаос - Вьентьян Фестивали и праздники в Лаосе Советское - значит хорошее Прогулки по минному полю Вьентьян - забыть войну как страшный сон Где по-вашему находится Лаос? Десять лет под огненным дождем О Лаосе Чудеса Лаоса Многогранный отдых в Лаосе Сельский Лаос - путешествие по реке и полеты над джунглями Чем заняться в Лаосе? |
Европейцы, посещавшие Лаос в прошлые века, писали, что народ здесь чрезвычайно отзывчив и гостеприимен. Первое, что лаосцы обязательно сделают в честь прибывшего гостя, - устроят баси - церемонию пожелания счастья, здоровья, доброго пути. Старейшина деревни или дома, проговаривая одному ему известные слова-заклинания, оберегающие от недобрых духов, обвяжет гостю кисти рук белой нитью. Их следует носить, не снимая, пока не изотрутся. Правда, XX век внес свою поправку и в эту древнюю традицию - теперь нити можно снять и через три дня. Но уж никак не раньше. После двухчасового хода на длинной пироге с подвесным моторчиком мы прибыли в деревню Пханом на берегу Меконга. Здесь живут люди народности лу. И естественно, нас не минул этот древний добрый обычай. Хижины в приречных деревнях - лаолумы, жители долин, ставят их на сваи - построены без единого гвоздя. Все строительные детали связаны волокнами бамбука. Сосуды для приготовления риса и ложки, мебель и курительные трубки, ловушки для рыбы и топливо, корзины, подвешенные на коромысла, и музыкальные инструменты кхены - все из бамбука. Не зря здесь говорят: "Бамбук - брат мой". Мы пьем холодный сладковатый напиток, настоянный на молодых побегах бамбука, и ведем неторопливую беседу. Хозяйка, пожилая крестьянка по имени Бун, рассказывает: - Деревню Пханом часто называют "Деревней шарфов". Наши женщины славятся как мастерицы ручного ткачества. Однако в не столь уж и далекие времена продукция отсюда могла идти только в королевский дворец. Посмотрите, - она засучила рукав кофты, обнажив красноватый квадратик на предплечье, - у многих наших людей было выжжено такое клеймо, знак собственности семьи короля. Оно никогда не позволит забыть о страшном, рабском прошлом. Дети с семилетнего возраста вставали за ткацкий станок и не смели ни о чем другом думать. Нам знаки выжигали, а другим ремесленникам — чеканщикам, например, рабские клейма наносили татуировкой. По этим знакам можно было сразу определить, чем обязан человек заниматься. Только людьми-то мы не были, нас называли «говорящее имущество». Под соломенными навесами стояли нехитрые ткацкие станки. Изготовление их, как и выращивание риса, у народности лу считается делом сугубо мужским. А вот ткачество - это уже женская забота. И мне показывают готовую продукцию - широченные шарфы всех цветов радуги. Лаосские женщины носят их по праздникам, перекидывая через правое плечо. У пагоды приветственно поднимает руки крестьянин лет шестидесяти (на плече такое же клеймо). - Все мы здесь - лу, - показывает он вокруг. - До революции нас и горцев, их называли "грязными дикарями", дальше рынка в Луангпрабанге не пускали, дабы не оскверняли "священный город". Теперь-то мы хорошо понимаем, почему богатеи и колонизаторы специально подогревали вражду между племенами. На окраине деревни я увидел вросшие в землю, обвитые лианами остатки каменного дома. В былые времена тут жил один из представителей колониальной администрации. И как-то возник вопрос, что делать с руинами - окончательно сносить или же использовать крепкий фундамент под новое здание? Но крестьянский сход решил оставить все как есть - как символ конца колониализма. На прощание мастерица преподносит мне шарф на память. По обычаю деревни Пханом.
Перепубликация с www.turizm.ru
| |||||||||
|