Эритрея
Эритрея
Кипр
Кипр
Лесото
Лесото
Ямайка
Ямайка
Гондурас
Гондурас
Армения
Армения
Аруба
Аруба
Израиль
Израиль
Чад
Чад
Вануату
Вануату
Болгария
Болгария
Канада
Канада
Фиджи
Фиджи
Таиланд
Таиланд

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Киргизия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Джалал-Абад - город Киргизии

Горнолыжная база - Тоо Ашуу

Ущелье Джеты-Огуз

Юрта - символ киргизской жизни

Киргизское жилище и связанные с ним обычаи и обряды

Национальные виды спорта и игр Киргизии

Фольклор кыргызского народа

Киргизские обряды связанные с рождением

Сватовство, помолка, свадьба в Киргизии

Традиционное жилище - лучшая из кыргызских традиций

Ритуальные традиции в Киргизии

Одежда и традиции Киргизии

Кыргызская национальная музыка

Особенности киргизской музыки

Традиционные музыкальные инструменты Киргизии


Киргизия - Сватовство, помолка, свадьба в Киргизии

Сватовство, помолка, свадьба в Киргизии

  

Подраздел: Cтатьи о Киргизии | Киргизия
Страницы: 1

Киргизы всегда относились к женитьбе, свадьбе и всему, что с этим связано очень серьезно и ответственноКиргизы всегда относились к женитьбе, свадьбе и всему, что с этим связано очень серьезно и ответственно, старались породниться со знатными богатыми семьями. Обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой у киргизов представляют собой уникальное явление культуры народа. Свадьба, и связанные с ней обычаи и обряды, являются самой красочной и содержательной частью всего обрядового комплекса.

Согласно обычаю существовали ранние формы сватовства - «кудалашуу», еще не родившихся детей - «бел куда», и младенцев - «бешик куда». Существовал обычай добрачных свиданий жениха и невесты «куйелее», или «уйдун жанына бару» - зятевание или знакомство с зятем.

Этот обычай освещался нормой обычного права и имел серьезное значение в подготовке к свадьбе. Задолго до свадьбы жених и его близкие друзья останавливались недалеко в стороне от аила невесты.

Для свидания будущих молодоженов специально ставили юрту со всеми убранствами. На свидании устраивались различные молодежные игры, развлечения - «кыз ойнотоор». Прежде чем войти в юрту, где его ожидала невеста со своими подругами, он с наружной стороны юрты через небольшое отверстие должен был сбить головной убор невесты «шокуле» - «такыя сайуу». Если он не задевал головного убора невесты, то попытка повторялась несколько раз.

Все эти действа сопровождались веселыми шутками наблюдавших. Затем устраивалось свидание жениха и невесты - «жар корушуу». Устраивались такие развлечения как «тануу» - подвязывание, «бээ кармоо» - ловля кобылы, «кыз куумай» - догони девушку и другие. Этот акт - свидание с невестой - продолжался до утра и имел завершающий характер в подготовке к свадьбе. Наконец до свадьбы, за 15 дней до увоза девушки в свой аил, по обычаю жених давал угощение аилу невесты - «жыгач тушуруу».

В день приезда родителей, родственников жениха, в аиле отца невесты устраивали грандиозный свадебный пир - «кыз узатуу». Происходила ритуальная передача всего выкупа за невесту - «калым». Родители невестки приготавливали приданое - «сеп», которое передавали в день свадьбы стороне жениха.

Накануне свадьбы родственницы девушки устраивали обряд «чач еруу» - расплетали девичьи косички и заплетали женские косы. Этот обряд был посвящением перехода в другую взрослую возрастную категорию.При проводе невесты в аил жениха существовал обычай «кыз узатуу», который сопровождался громкими плачами и причитаниями женщин - «кошок айтуу».

После переезда в аил жениха устраивались такие обрядовые действия, как переодевание свадебного головного убора - вместо «шокуло» на ее голову надевали «элечек» - белый тюрбан, посвящение огню - «отко киргизу», заключение брака - «нике кыюу», смотрины невесты - «келин кору», назначение посаженых родителей - «окул ата, окул эне» и некоторые другие.

Невестка, по традиции, не имела права называть по имени родственников мужа - «тергео», ей необходимо было заменять их другими словами. Этот запрет действовал в течение всей жизни невестки. Даже в глубокой старости женщина в дань уважения не называла имени умерших родственников мужа, за нее их имена озвучивал, кто-нибудь из присутствующих. Такие женщины После переезда в аил жениха устраивались такие обрядовые действия, как переодевание свадебного головного уборапользовались весьма большим уважением.

В отношении невестки существовали и другие обычаи запрета. Помимо запрета называть по имени родственников мужа, она не могла сидеть спиной к родственникам мужа, сидеть с протянутой ногой, резко и громко говорить, ходить с непокрытой головой, босой, избегала прямой встречи со старшими родственниками мужа и т.д. Однако и сами старшие родственники мужа соблюдали особый этикет в отношении снохи.

Согласно традиции, если девушка выходила замуж, то она навсегда покидала отцовский род, поэтому ее провожали как будто в последний путь.

По обычаю невестка через год посещала аил родного отца - «теркулее», и находилась там в течение нескольких дней или месяцев. Многие стороны свадебного обряда в модернизированном виде существуют и поныне.
 

 Страницы: 1

Перепубликация с centralasia-travel.com


С этой статьей о Киргизии также читали:

  Национальные виды спорта и игр Киргизии

  Ущелье Чон-Кызыл-Cуу

  Природные богатства

  Город Узген

  Сватовство, помолка, свадьба в Киргизии

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU