|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Казахстан: О стране Гостиницы и отели Все статьи Музеи Казахстана Активный отдых в Казахстане Спорт в Казахстане Развитие экономики в Казахстане Система медицинского обслуживания в Казахстане Природа Казахстана Роскошный и доброжелательный Казахстан Республика Казахстан - государство в центре Азии Город Алматы - город-сад в Казахстане "Зимовская и Черемшанская заимки" "Мерке" санаторий в Казахстане "Жанакорган" - санаторий в Казахстане "Бургулюк" - санаторий в Казахстане Профилакторий - санаторий "Арыс" Санаторий "Аксу Джабаглы" |
Некрополь Шопан-Ата расположен на трассе старой караванной дороги из Мангышлака в Хорезм, в юго- восточной части полуострова Мангышлак и является наиболее обширным и, возможно, древнейшим в Казахстане. Некрополь раскинулся по обе стороны неглубокого узкого оврага, спускающегося с юго-запада на северо-восток по склону холма "Священной горы Шопан-Ата". Вход в некрополь расположен с восточной стороны, здесь же находится древний колодец с водопадным каменным корытом и поздние надгробные памятники из силикатных кирпичей. В юго-западной части находятся подземная мечеть и гробница Шопан- Ата, а также древнейшие надгробные памятники, построенные, возможно, огузо-кипчакскими племенами, периодически обитавшими здесь на протяжении X - XIV вв. Эти памятники представляют собой примитивные ограды, мавзолеи без купола - сагана-тами,стены-кулыптасы и койтасы, которые в результате выветривания превратились в бесформенные развалины. Несмотря на сильное разрушение, среди них можно различить отдельные туркменского типа плоские стены. В восточной и северо-восточной частях некрополя Шопан-ата находится также большое количество бескупольных мавзолеев, построенных в XIX веке и отличающихся от туркменских стилевыми признаками и родовыми тамгами. Мечеть-гробница Шопан-Ата вырублена в массиве приовражной скалы и, возможно, возникла раньше кладбища. Это сооружение имело религиозно-культовое назначение; о чем можно судить по его архитектуре. Помещения разделены на три основных группы. Центральное положение занимает прямоугольный зал (7,1- 5,1 м ), своего рода ханака. Пологая лестница, расположенная в юго-западном углу центрального зала, превратилась нынче в пологий пандус. В верхней части расположены молельня и две камеры захоронения. Закругленная западная стена молельни обрушилась, поэтому трудно установить, была ли она ограждена перилами или представляла собой открытую площадку. Погребальная камера, в которой, по преданию, похоронен сам Шопан-Ата, находится в углублении в скале - это небольшое сводчатое здание. По длинному, ныне заваленному коридору можно было попасть во вторую камеру захоронения, расположенную в северозападном углу комплекса мечети, где, по преданию, находится могила его дочери. По всей ширине южной и западной стен центрального зала были вырублены два просторных помещения, предназначенные для посетителей-паломников. Вдоль северной стены расставлена посуда - котлы, самовары, чайники, кумганы, ведра и прочая хозяйственная утварь Днем помещение освещается через круглый световой люк диаметром 1,2 м , который несколько смещен относительно центра потолка. Длинный деревянный шест, увешанный полосками ткани и рогами архаров, выходит через люк наружу на высоту более одного метра. Место, где стоит шест, считается священным. Помещение мечети, расположенное с восточной стороны центрального зала, связано с ним дверным проемом и окном-лазом. Из-за выветривания северная стена мечети сильно разрушена. Стальные стены всего комплекса мечети грубо отесаны и не имеют никаких элементов декора. Очевидно, такая суровая обстановка соответствовала духу аскетизма мистиков-отшельников. Несколько позднее, видимо, была сооружена вторая мечеть, расположенная восточнее первой и имеющая отдельный вход. Ее молитвенный зал расположен поперечно и ориентирован михрабом на юг. Перед северным входом в эту мечеть, со стороны кладбища, растет тутовое "священное дерево", с большой кроной, дающей летом густую тень и прохладу. Восточнее него, вдоль берега оврага, вырублено еще несколько камер для групповых захоронений. В течение многих веков подземный комплекс был местом паломничества кочевников Мангышлака. Для точной его датировки отсутствуют достоверные исторические сведения, в известных письменных источниках имя Шопан-Ата не встречается. Но среди местного населения широко распространены предания о нем. В одном из них говорится, что Шопан-Ата был учеником знаменитого шейха Ходжи Ахмеда Яссави. Однажды Ходжа Ахмед собрал своих последователей-учеников и велел им выпустить свои стрелы через шанырак - отверстие в своде его юрты. Там, куда прилетят стрелы, им предстоит проповедовать идеи суфизма. Стрела Шопан-Аты долетела до Мангышлака и упала на небольшую гору близ аула богатого скотовода Баяна. Через несколько месяцев Шопан-Ата прибыл в эти края, нашел свою стрелу и нанялся пастухом-чабаном к баю Баяну. Бай скоро догадался, что его пастух не простой человек, отдал ему в жены свою дочь и покровительствовал им. У подножия горы, на которую упала стрела, Шопан-Ата и построил подземную мечеть. На основании приведенных исторических сведений и народных преданий можно датировать комплекс мечети Шопан-Ата концом XII- началом XIII века, когда началось проникновение первых проповедников в Дешт-и-Кипчак.
Перепубликация с silkroadadventures.info
| |||||||||
|