В XVI веке мало кому известный братиславский дворянин, или, если точнее, пожоньский, именно такое имя носил город, исполнявший в то время обязанности венгерской столицы… В общем, чтобы никого не путать – дело так было. Решил Ференц Захарзи сменить фамилию. А в слове и деле своём был он человек твердый. Решил и – поменял благополучно.
И что? Мало ли кто, когда и по какой причине фамилию меняет?.. Навряд ли этот факт из биографии Ференца остался бы в анналах европейской истории, если бы не его славные потомки, немало сделавшие для того, чтобы спустя многие столетия новая фамилия пожоньского дворянина оставалась на слуху.
Кто-то из нас любит сладкое, кто-то – не очень, но торт к празднику покупают почти все. Ну, а кто не покупает, тот его, как правило, сам печёт. А чтобы перед гостями не опростоволоситься, перед тем, как из кухонного шкафчика достать муку, а из холодильника – молоко, сметану или сливки, не грех предварительно и в какую толстую книжку с рецептами заглянуть. Кто это делал, да ещё если и не один раз, тот должен помнить, что есть такой… Ну, оч-чень вкусный тортик с оригинальным именем – Эстерхази.
Профессиональные кондитеры поговаривают, что автором этого рецепта был не кто иной, как князь Пал Антал Эстерхази. Австрийский военный деятель, фельдмаршал, основавший в Кишмартоне (нынешнем Айзенштадте) музыкальную школу.
Но сегодня – не о нём. О его младшем брате – Миклоше Иосифе, который ещё при жизни получил прозвище «Великолепный». И не просто так получил. Дыма ж без огня, как правило, не бывает!
Ну, согласитесь, как ещё можно назвать человека, характер которого полностью соответствовал его неофициальному девизу: «Всё, что Кайзер делает хорошо, я должен сделать ещё лучше!». И делал. Благо, средства позволяли. Князь был не «одним из самых», а самым богатым из всех венгерских дворян того времени. Так что мог себе позволить… Не только то, что могли себе позволить исключительно европейские монархи, но и более того. То, о чем они даже и не мечтали.
Вот, казалось бы, чего ему не хватало? Был ведь в родовом имении Эстерхаза, возведенный в 1720 г. ещё папенькой – Йожефом Эстерхази – охотничий замок: 20 комнат, 2 парадных зала, за три месяца построенные ни кем бы там… Известным венским архитектором Антоном Эрхардом Мартинелли. Ну, чего ещё?! От добра добра, как известно… Нет. У Миклоша должно быть не просто хорошее. Или лучшее там. Самое лучшее должно! Чтобы во всей Венгрии, как минимум, такого – больше ни у кого.
И ведь сделал! Причем, в рекордно короткие сроки. Всего три года – с 1763 по 1766 год – продолжалось строительство, в результате которого удалось создать архитектурную жемчужину, и сегодня считающуюся самым большим и самым красивым дворцом Венгрии в стиле барокко. Дворец Эстерхази. Или, как его стали именовать почти сразу после завершения строительства и продолжают называть до сих пор – «венгерский Версаль».
Охотничий замок был серьёзным образом перестроен и расширен за счёт боковых зданий, подковой охвативших внутренний дворик, центр которого украсил огромный фонтан со скульптурами дельфина и херувимов.
На главном входе посетителей дворца поражали созданные в 1764-66 гг., скорее всего, Мелькиором Хефеле, кованые ворота, по праву относящиеся к шедеврам кузнечного искусства. На разделяющих отдельные части ворот колоннах в качестве почетного караула встали резные каменные вазы в стиле рококо.
Над главным входом во дворец расположился поддерживаемый парными колоннами балкон, на который можно попасть по двухмаршевой пандусной лестнице, богато украшенной фонарями, статуями и оригинальными коваными перилами. В самом же здании было оборудовано 126(!) комнат. И каких! Одна лучше и богаче другой.
На первом этаже расположились помещения для отдыха, летняя столовая и, пожалуй, самое красивое помещение дворца – зал для приёмов. Оформленный в итальянском стиле, он напоминает грот, пол которого выложен белыми мраморными плитами.
В тон ему – стены, частью для контраста подкрашенные мягкой, успокаивающей глаз зеленью.