Свыше 80% населения Гвинеи-Бисау — это народы, принадлежащие к западноатлантической языковой подгруппе. Крупнейшая народность — баланте — составляет примерно Уз всего населения. Баланте расселены в юго-западной, приморской части страны. Там же живут родственные им народы: манджак — в районе эстуариев Кашеу и Мансоа. пепель — между эстуариями Мансоа и Жебы, манканья — в долине Жебы. биафада — к северу от эстуария Риу-Гранди-ди-Буба и на островах Бижагош. бидього — на других островах того же архипелага, бола — к югу от Риу-Гранди-ди-Буба и на прибрежном острове Болама, диола — на крайнем севере береговой полосы, по границе с Сенегалом, налу — на крайнем юге, близ границы с Гвинеей. В глубинных районах Гвинеи-Бисау обитают баньюн и тенда. Все эти народы, как и большинство населения Африки южнее Сахары, относятся к негроидной расе. Они придерживаются преимущественно местных традиционных верований — культа предков и сил природы; небольшая часть баланте, манджак и пепель под влиянием европейских миссионеров приняла христианство.
Главное хозяйственное занятие всех этих народов — мотыжное земледелие. Особенно славятся как искусные и умелые земледельцы баланте. Применяемые ими методы земледелия значительно интенсивнее, чем у большинства других африканских народов, хотя технические средства обработки земли столь же примитивны. Баланте расчистили обширные площади мангровых лесов и освоили их под культуру риса. Чтобы предохранить посевы от вредного воздействия соленой морской воды, поля обносят дамбами. Баланте — один из очень немногих народов Тропической Африки, удобряющих поля навозом.
Преимущественно для этого они и разводят скот. В сухой сезон его выпасают на лесных расчистках, в дождливое же время года держат в деревнях, подальше от посевов. У других приморских народов дополнением к земледелию помимо животноводства служат собирательство и рыболовство (у би-дього рыболовство — главное занятие).
Особняком среди народов, говорящих на языках западноатлантической подгруппы, стоят фульбе — вторая по численности народность страны, расселенная в ее восточной части (наиболее крупный этнический район фульбе — отроги Фута-Джаллона). Фульбе исповедуют ислам, принесенный в Западную Африку еще в средние века арабами. Вместе с религией они восприняли от арабов и некоторые элементы материальной культуры: гвинейского фульбе обычно легко узнать по традиционной арабской красной феске.
Фульбе в большинстве своем остаются кочевниками-скотоводами, но значительная часть их перешла уже на полуоседлый образ жизни и наряду со скотоводством занимается земледелием. Впрочем, и в этом случае главное внимание уделяется скоту: для фульбе это символ богатства. Деревни фульбе нередко можно застать пустующими, когда жители со своими стадами уходят на отдаленные пастбища. Даже хижины в деревнях — со спускающимися почти до самой земли соломенными крышами — напоминают шатры кочевников.
Меньшую часть населения Гвинеи-Бисау составляют народы языковой подгруппы манде (мандинго); из них наиболее многочисленны малинке, живущие на севере и востоке страны по соседству с фульбе, баньюн и тенда. В антропологическом отношении малинке и родственные им народы принадлежат к негроидному типу, по культуре же они ближе к фульбе: тоже мусульмане и имеют давние скотоводческие традиции. Все же земледелие играет в их хозяйстве большую роль, чем у фульбе, и образ жизни у них целиком оседлый. Известны малинке и как искусные ремесленники.
Европейцев, главным образом португальцев, в Гвинее-Бисау накануне провозглашения независимости насчитывалось около 3 тыс. человек. Имеется небольшая прослойка португальско-африканских метисов (в основном это потомки переселенцев с островов Зеленого Мыса).