![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Финляндия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Семейная сказка в озерной стране Лапландское золото Коувола. Формула развлечения Группа Silentium Финны против курения Карл Маннергейм Аки Каурисмяки Кими Райкконен Ян (Юхан Кристиан) Сибелиус Александр Кай-Горан Стубб Кюести Каллио Вилле Херманни Вало Аарни Джими Тенор Михаэль Топпелиус |
Несмотря на то что ведущая роль в храмовом строительстве XVIII века принадлежала каменной архитектуре, в небольших городках и особенно в деревнях церкви продолжали возводиться из традиционного материала северных областей—дерева. Традиции исконно местной культовой деревянной архитектуры, тесно связанные с народными традициями крестьянского строительства, особенно бережно сохранялись в Финляндии. С оформлением интерьеров именно таких храмов на территории Финляндии и была связана главным образом творческая деятельность Михаэля Топпелиуса, чье искусство знаменует высокий взлет в развитии монументальной живописи Финляндии второй половины XVIII—начала XIX века. Топпелиус родился в небольшом финском городке Оулу. Навыки профессионального живописца он получил в Стокгольмской Академии художеств, но после завершения учебы в 1752 году возвратился в родные места, с которыми и была связана вся его дальнейшая творческая деятельность. Интерьеры культовых сооружений, расписанные Топпелиусом, несмотря на характерное для них стилевое единство, очень разнообразны. В оформлении одних видны пуританские традиции скандинавского средневекового искусства, в других—отразился опыт европейских мастеров пышного барокко, в третьих—нашли свое воплощение бережно сохранявшиеся и передававшиеся из поколения в поколение навыки народного художественного творчества. Стиль Топпелиуса—мастера монументальной росписи— окончательно сформировался к 60-м годам XVIII столетия и впервые в полной мере воплотился в таком замечательном памятнике этого времени, как роспись церкви в Пьексеменене. Интерьер этой церкви отличается строгой сдержанностью, столь же сдержанно и его художественное убранство. Наиболее интересны в общей декоративной композиции храма изобраясения апостолов—каждое изображение индивидуализировано, лица апостолов имеют углубленные портретные характеристики. В следующей работе Топпелиуса, в росписи церкви в Хаукипутаан, выполненной им с 1774 по 1779 год, со всей очевидностью проявились принципы барочной декорации. Сам интерьер этой постройки по своему характеру в большей степени похож на просторный зал дворца, чем на помещение культового сооружения. Декоративная композиция этого храма существенно усложняется по сравнению с предыдущей постройкой. Роспись в нем занимает не только почти полностью все пространство стен, но и своды храма.
Центральное место в общей композиции интерьера принадлежит сцене «Страшного суда», в принципах живописного решения которой со всей очевидностью проявился опыт европейского барокко—сцена пронизана бурным движением, развивающимся в различных направлениях. Расстановка цветовых акцентов росписи очень точно связывается Топпелиусом с архитектоникой—в нижних частях храма преобладают тяжелые цвета, в то время как верхние выполнены в светлых прозрачных тонах. В целом же колорит росписей очень звучный, Топпелиус активно включает в свои композиции открытые локальные цвета (красный, изумрудно-зеленый, золотистую охру)—эта любовь мастера к яркому нарядному колориту восходит, несомненно, к традициям национального искусства, и в частности, к росписям по дереву народных мастеров, так широко распространенным в Финляндии.
| |||||||||
|