Ливия
Ливия
Австрия
Австрия
Израиль
Израиль
Гамбия
Гамбия
Нигер
Нигер
Гондурас
Гондурас
Вануату
Вануату
Гренада
Гренада
Эфиопия
Эфиопия
Мальта
Мальта
Киргизия
Киргизия
Замбия
Замбия
Испания
Испания
Сирия
Сирия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Китай:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Жилые постройки в Китае

О Пекин!

Бейдайхэ

Китай для туристов

Пекинский Китай

Путеводитель Китая

Красоты Китая

Праздника много не бывает. Китайский Новый год

Многоликая Сунька

Божественная нить Великой китайской стены

Хуньчунь: близкий и неизведанны

Китай по карману

Китайский Остров Свободы

Гугун, запретный город

Суйфэньхэ: шокирующая Азия!


Китай - Это сладкое слово: матриархат

Это сладкое слово: матриархат

  

Подраздел: Cтатьи о Китае | Китай
Страницы: 12

провинция Юньнань Днем они не замечают друг друга, и лишь поздним вечером мужчина тайком пробирается к жилищу женщины, чтобы, постучавшись, вслушиваться в шорохи за дверью: пустит или нет любимая своего "а-ся", как здесь называют милого друга?

С народцем, приверженным обычаям матриархата, я познакомился на юго-западе Китая - на стыке провинций Юньнань и Сычуань. Тридцать тысяч мосо живут среди родственного народа наси. Сами наси считают мосо, обитающих в селениях вокруг высокогорного озера Лугу, своим шестым племенем.

"Это живые ископаемые!" - предупредила девушка-наси в туристическом бюро города Лицзян. В ее милых устах это предупреждение звучало особенно забавно. Еще минут за пятнадцать до этого она на полном серьезе поведала, что еще ни одному человеку не удалось покорить священную Нефритовую гору, чья снеговая вершина была видна за окном. "А все потому, что мы постоянно просим об этом наших богов", - уверенно продолжила юная наси. Потом добавила с простодушной улыбкой: "Вот и останки шестерых японских альпинистов, замерзших там в 94-м году, до сих пор спустить вниз не могут!"

Если таковы "продвинутые" наси, то каковы же задержавшиеся где-то на уровне каменного века мосо?

Но мосо, как оказалось, отсталыми себя отнюдь не чувствуют. Особенно женщины.

38-летняя Цаошидаму, владелица гостиницы метрах в тридцати от берега Лугу, где я оказался в тот вечер, лишь фыркнула в ответ на мои наивные распросы о "пещерных нравах" ее соплеменников. "Да эти наси нам просто завидуют", - бросила она. И неожиданно блеснула высокой политической грамотностью: еще Маркс, мол, говорил, что мерилом свободы общества является положение в нем женщины.

Насчет Маркса я, признаться, подзабыл, да и спорить не стал - внешность Цаошидаму была убедительнее всего: чувствовалась в ней порода, какая-то особая властная манера, которая вырабатывается не годами - столетиями. Оказалось, была она второй по старшинству в своем клане - "главнее" только 72-летняя мать, которая важно восседала в жилой половине дома, предоставляя управлять гостевыми покоями дочери. Хотя были в семье и сыновья, вполне взрослые мужчины. Но они охотно выполняли распоряжения своей сестры и вообще явно играли подчиненную роль.

провинция Юньнань На женщинах у мосо держится все. Они - хозяйки в доме, лидеры в обществе, основная производительная сила. Мне подумалось, что такой матриархат вряд ли понравился бы ревнительницам женских прав в Европе. Ведь женщины-мосо испокон веков уходили в поле рано утром и возвращались вечером. Другие ловили рыбу в Лугу, пасли скот. Раньше, говорят, и воинское дело знали. А некоторые, особо отчаянные, даже разбойничали, отнимая товары у заезжих купцов. Эх, удаль девичья! Ростом и статью, развитой мускулатурой они и сегодня превосходят изнеженных мужчин, занятых, как и положено слабому полу, на легких работах в торговле, ремеслах, сфере обслуживания.

Мне даже показалось, что многие мужчины-мосо - откровенные бездельники, целыми днями играющие в китайские шашки либо слоняющиеся по мощенным камнем узким улицам.

Но здешних женщин мужская праздность отнюдь не шокирует. "Что за женщина, которая не может прокормить мужчину?" - спросила меня Цаошидаму и как-то особенно убедительно двинула бровью, изобразив одновременно и уверенность в своих силах, и легкое презрение к тем иноплеменным особам, которые вынуждены существовать за счет мужчин. Бр-р-р!

Особое устройство общества мосо отразилось даже на их языке. Привычное сызмальства всем народам слово "отец" в лексиконе мосо отсутствует, хотя, конечно, у каждого малыша есть, так сказать, физический папа. Но кто именно - дети как бы и не интересуются. Зато мама есть, и не одна: мамой можно назвать любую женщину своего рода. Женщина выбирает милого друга - "а-ся" и вольна отвергнуть его, так и не открыв "приходящему спутнику" дверь в вечерних сумерках.

Я специально поинтересовался: а бывают случаи, когда у одной дамы-мосо несколько "а-ся"? Бывает, бывает, говорят, но такое не приветствуется: ведь может быть нарушена элементарная справедливость - а вдруг кому не достанется?

Живут "прибрежные" мосо в домах, возвышающихся, словно на курьих ножках, на столбах: такая конструкция призвана защитить обитателей жилища от весенних паводков. Некоторые старые постройки удивительно напоминали северные избы - тот же сруб, только бревна не такие толстые, как у нас, в России.

 Страницы: 12

С этой статьей о Китае также читали:

  Млечный путь на Земле

  Мандат неба или легитимность по китайски

  Посмотреть стоит

  Утка по-бейджински

  Алтари Пекина

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU