Дело в том, что последние действуют по тому же принципу, что и фуникулер, то есть находятся в пути парами - один идет вверх, другой вниз. Из-за этого пассажирам приходится иногда целый час дожидаться, пока кабина совершит свой рейс и вернется за ними. И по этой же причине кабинные подъемники столь вместительны - в них могут находиться более сотни человек (на юго-востоке Швейцарии, в Самнауне, курсируют даже единственные в своем роде двухэтажные кабины). Снующим по кругу "гондолам" такие размеры не нужны - они и без того могут справиться с любым наплывом пассажиров. По тому же принципу, что и "гондолы", действуют бугельные подъемники, те, на которых горнолыжники едут вверх по склону, - они тоже проходят на верхней и нижней станциях через приводные барабаны. Первые "бугели" были запущены в самом начале нашего столетия. Но здесь под ногами у пассажира твердая почва, и на канат приходится гораздо меньшая нагрузка. Для того же, чтобы убедиться в безопасности гондольных подъемников, понадобились экстремальные условия - пассажирские канатные "гондолы" появились на горных курортах лишь после первой мировой войны, во время которой этот вид транспорта весьма эффективно использовался для переброски войск в австрийских и итальянских Альпах. Другая разновидность гондольных подъемников - это подъемники кресельные, скамейка, на которой едешь над пропастью, не огороженный ничем, кроме металлической перекладины - ее при посадке нужно самому опустить перед собой на уровень пояса. Кстати, тот, кто впервые садится на кресельный подъемник, подчас даже не подозревает о наличии этого "ремня безопасности" и проводит несколько томительных минут над отвесным склоном, вцепившись в ручки сиденья и опасаясь, что его вот-вот стряхнет в пропасть от какого-нибудь толчка. Впрочем, в Америке тридцатых годов, где появились первые кресельные подъемники, пассажир не мог бы ухватиться даже за подлокотники - на сиденьях не было даже этих страховочных средств. Тем не менее в штате Айдахо такие подъемники функционировали вплоть до 1950 года. А в Европе первая скамейка на канате поплыла в гору в 1945 году на швейцарском курорте Флимс.
В действительности даже здесь, на кажущихся поначалу столь ненадежными "летучих" креслах, пассажир может чувствовать себя в полной безопасности. Сидящий на верхней станции за пультом управления диспетчер следит за тем, как кабины одна за другой преодолевают "дистанцию". Их местонахождение через каждые несколько метров "отмечается" на пульте загорающейся зеленой лампочкой. Если сигнал о прохождении очередного отрезка не поступил, это означает, что одна из кабин застряла или отстала в пути. В таком случае подача тока к приводному колесу немедленно прекращается и все движение останавливается, чтобы избежать столкновения. По статистике, к началу 1997 года в Швейцарии функционировало более двух тысяч канатных дорог, и на всех этих дорогах за год случилась лишь одна авария, ставшая причиной гибели пассажира. А в прошлогодней трагедии, когда в итальянских Альпах разбилась кабина с 20 пассажирами, повинен совсем другой вид транспорта - канат подъемника срезал летевший на малой высоте военный самолет. Пожалуй, единственный недостаток подвешенного на канате транспорта - тот, что он может ехать только по прямой. Из-за этого движение к верхней станции и обратно происходит обычно с несколькими пересадками. Но это, согласитесь, минимальная плата за возможность с комфортом подняться на вершину.
Сегодня взойти, точнее, въехать на швейцарский "трехтысячник" может буквально каждый. Один раз, например, передо мной в кабину гондольного подъемника усаживали старика в инвалидной коляске. Верхние станции обустроены с удивительным комфортом, в частности, на седловине горы Юнгфрау и над Зас-Фе, самым высокогорным из швейцарских курортов (1800 метров над уровнем моря), на высоте трех с половиной тысяч метров построены рестораны с вращающейся застекленной террасой: в течение часа перед
Разумеется, человек не может целиком приручить эту дикую суровую природу. Он лить прокладывает в ней узкую осторожную тропку, в двух шагах от которой начинается власть стихии. В двадцати метрах от станции канатной дороги передвигаешься уже на свой страх и риск. Над Зас-Фе, в нескольких метрах от вращающегося ресторана, можно сойти с наезженной горнолыжниками колеи и подняться по узкому гребню на скалистый пик с памятником погибшим альпинистам. С этой точки открывается впечатляющий контраст: по одну сторону - накатанный склон, исчерченный канатами подъемников и пестреющий фигурками сноубордистов и горнолыжников; а по другую - мерцающий аквамариново-стальным свечением ледник, на котором нет ни души, лишь изредка в воздухе появится зависший в полете орел. Перед тобою - вечный дикий пейзаж, которого не коснулись ни цивилизация, ни время. С наступлением вечера останавливаются моторы, приводящие в движение стальные канаты подъемников. В зимнее время - в четыре, летом - немногим позже спускается в долину последняя кабина с пассажирами. Альпы пустеют, вновь, как и столетия назад, становясь неприступной ледовой твердыней.