![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Саудовская Аравия: ![]() ![]() ![]() Путешествие в Саудовскую Аравию Курортный город Джедда Архипелаг Фарасан Абха - курортный центр Саудовской Аравии Работа и учеба в Саудовской Аравии Восточная область Саудовской Аравии Климат Саудовской Аравии Традиции, одежда и законы Саудовской Аравии Старинные традиции и современный сервис Саудовской Аравии Саудовская Аравия - Королевство нефти и мечетей Город Мекка - Священный город ислама в Саудовской Аравии Современный город Эр-Рияд Город Наджран Духовный центр - Мекка "Просвещённый" город - Медина |
Саудовцам приходится балансировать: основа богатства страны нефть, основа внутренней прочности - религия, для которой государственных границ не существует. В королевстве, возникшем лишь два поколения назад, ислам пронизывает всю жизнь настолько, что здесь, договариваясь о встрече, говорят не "в семь часов", а "после вечерней молитвы". В 1985 году король Саудовской Аравии Фахд сменил свой титул "величество" на "хадим обоих святых мест" (Мекки и Медины). Почетный титул "хадим" означает одновременно и "страж" и "слуга". Четверо из пяти паломников заранее платят несколько тысяч долларов за путевку, включающую все расходы по хаджу. После прилета и регистрации их собирают в группы во главе с проводниками-метуафами - руководителями обрядов, чтецами молитв и квартирьерами одновременно. Эта престижная и чрезвычайно доходная профессия существует сотни лет, и места в гильдии метуафов передаются по наследству. Саудовские монархи наконец-то покончили с неприкрытым обиранием приезжих, которым издавна славилась Мекка: были введены твердые цены на религиозные услуги, за десятилетия они почти не повысились. А чтобы метуафы не лишились прибыли, сократили налоги на доходы от принадлежащих им магазинов. Туда после окончания хаджа устремляются паломники за подарками оставшейся дома родне.
проложили широкие, как шоссе, тротуары, поставили тысячи телефонных будок и туалетов, а Большую мечеть расширили так, что она заняла полквартала. И все равно во время священного месяца здесь слишком тесно для 1, 2 миллиона паломников и для полумиллиона саудовцев и иностранных рабочих. Ведь каждый из них, войдя с правой ноги в Большую мечеть, должен семь раз обойти Каабу. Кааба - исток и устье, пролог и эпилог хаджа, а его кульминация - стояние в долине Арафат, символизирующее явление ушедших в лучший мир перед Всевышним в день Страшного суда. Холодное великолепие мрамора встречает их в мечети. Ничего, кроме линий и геометрических фигур, из которых складываются надписи (слово Бога) и обрамляющий их орнамент. Никакой музыки. "Лябеик Алла хума лябеик" ("я здесь, Господи, я здесь"), - раскачиваясь, вполголоса тянет каждый, и из этой формулы, повторяемой в унисон тысячами уст, возникает мелодия. Во время молитвы Большая мечеть заполняется, и люди стоят плотно прижавшись друг к другу. Потом эта несметная толпа приходит в движение, чтобы семь раз обогнуть Каабу, и, как суденышки на волнах, покачиваются над людским потоком больные и старики, которых несут на носилках. Ночью, часа в четыре, народу в Большой мечети еще больше, чем в полуденный зной. Каждый час тридцать тысяч человек вливаются в нее через множество входов, и внутренний двор мечети кажется исполинским водоворотом. Боже мой, я не могу отвратить Твой гнев и кару Твою, не могу обойтись без Твоего милосердия, не могу уклониться от бед и не имею сил сносить их... Эта адия - возглашение - произносится паломником во время посещения святых мест ислама. Спираль вращается и вращается, впадая в черный куб. Там находится объект поклонения - камень, когдато молочно-белый, но от соприкосновений с людскими грехами ставший тускло-черным. Паломники целуют камень - ведь его целовал Пророк. Все расписано: обходить Каабу нужно три раза быстро и четыре - медленно. Но распорядок под угрозой именно потому, что самое большое за всю историю число верующих хочет ему следовать. Ибо нигде не написано, как в одно и то же время в одной и той же узкой долине одни и те же обряды могут совершать два миллиона человек. "Чтобы все осталось, как есть, нужны перемены, - говорит Сами Ангави, основатель Исследовательского центра хаджа, места, где интеллект служит Богу. - Хадж уникален, и решения для него нужны уникальные. Мы собрали лингвистов, кибернетиков, биологов, математиков. Была создана база данных по хаджу. Мы ввели льготы для пешеходов, провели исследования состава воздуха и убедились, что палатки гораздо гигиеничнее бетонных домов с кондиционерами". Для паломников, часто не умеющих читать, разработана система цветовых обозначений: ковры в Большой мечети разной окраски. Сейчас создаются специальные пиктограммы. Конечно, Пророк говорил по-арабски, и по-арабски Ангел Господень продиктовал Коран. Но как быть с правоверным из Индии, который славит Аллаха только на языке гуджарати и не понимает даже значения дорожных знаков? "Зачастую лучшее решение - самое простое.
| |||||||||
|