Таиланд
Таиланд
Токелау
Токелау
Лесото
Лесото
Руанда
Руанда
Япония
Япония
Дания
Дания
Кирибати
Кирибати
Армения
Армения
Венгрия
Венгрия
Пакистан
Пакистан
Беларусь
Беларусь
Науру
Науру
Чехия
Чехия
Малави
Малави

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Панама:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Гигантский веер равеналы

В Панаме хлеб растёт на деревьях

Чагрес: река времён

«Панамская болезнь»: остаться в живых

Алахуэла: новый дом эмбера

Роммель Фернандес Гутиеррес - футболист Панамы, покоривший Европу

Панамериканское шоссе и Дарьенский пробел

Красная книга Панамы: Очковый медведь

Панама и национальный парк Лас Крусес

Обезьяны Тити

Панамская бухта

Красная книга Панамы: ягуар

Птицы Панамы: Арама

«Последний герой» в Панаме

Национальный парк Эль Копе


Панама - Еврейская диаспора в Панаме

Еврейская диаспора в Панаме

  

Подраздел: Cтатьи о Панаме | Панама
Страницы: 12

синагога в Панама СитиТрудно найти в мире страну, в которой нет евреев. Пожалуй, лишь в Китае историческая еврейская диаспора настолько китаизировалась, что остальными евреями официально не признаётся. Что касается Панамы, то здесь с этим всё в порядке.

Первые евреи стали появляться на землях будущей Панамы ещё в эпоху Испанской империи, практически с 16-го века. Тогда это был сравнительно небольшой, но постоянный «ручеёк», состоявший из испанских и португальских крещёных евреев, так называемых марранов. Креститься их заставляли насильно и в тайне они продолжили следовать иудаизму. Тем не менее, религиозная и социальная нетерпимость на Пиренейском полуострове заставляла многих отчаявшихся тайком пробирать на корабли, следующие в американские колонии.

Земли Панамского перешейка привлекали этих людей прежде всего тем, что инквизиция здесь не была столь свирепа, как вследствие удалённости центра церковной власти, пребывавшего в Картахене (Колумбия), так и коррумпированности бюрократического аппарата.

Тем не менее, вплоть до наступления 18-го века панамские евреи были практически незаметны. Лишь в течение 1700-х они стали заниматься более активной и открытой деятельностью, как религиозной, так и торговой. В этой связи особо стоит отметить, активную панамо-ямайскую (и общекарибскую как таковую) еврейскую торговлю.

С распадом Испанской империи в начале 19-го века и, соответственно, с радикальным ослаблением официальных гонений, в Панаму стали приезжать новые «виды» евреев. С островов Карибского моря начался приток евреев сефардов (средиземноморские евреи), а из самой Европы стали переселяться ашкенази (кстати сказать, практически все евреи России относятся к ашкенази).

С началом калифорнийской золотой лихорадки в конце первой половины 19-го века приток еврейской иммиграции особенно усилился, так как Панама являлась главнейшим транзитным пунктом для тех, кто с востока США стремился быстрее попасть на запад. Еврейские финансисты охотно вкладывались в строительство Панамской железной дороги, а также пытались участвовать и в постройке самого Панамского канала.

В 19-м веке евреи в массе своей поселялись в городе Панама, а также в район порта Колон. Со временем еврейские бизнесмены достаточно плотно контролировали как часть банковско-торговых операций, так и деятельность гостиниц.

В самом конце 1870-х евреи-сефарды основали общество «Кол шеэрит Исраэль» - первую еврейскую религиозную организацию во всём центральноамериканском регионе.

синагога в Панама СитиВ начале 20-го века панамские евреи субсидировали движение за независимость, что также внесло свой вклад в приобретение Панамой независимости от Колумбии. Примерно в то же время на земли Панамы стали приезжать евреи из более удалённых мест Европы, таких как Россия и Балканы. С другой стороны, даже перед Первой Мировой войной «официальных» евреев в Панаме было всего лишь несколько сотен, что частично может быть объяснено как влиянием христианства, так и смешанными браками.

В конце 1930-х в страну стали прибывать евреи из бывших османских владений, главным образом из Сирии, Египта и Турции. Именно они создали ортодоксальную организацию «Шевет ахим», которая на данный момент является самой крупной еврейской религиозной общиной в Панаме. Тогда же были отмечены попытки религиозной активности евреев и в принадлежавшей США Зоне Канала, из чего, впрочем, мало что вышло.

В период Холокоста еврейские беженцы из Рейха и Восточный Европы во множестве добирались и до Панамы, но часть из них оказалась высланной в США, а часть позднее уехала после разгрома немцев. Оставшиеся сформировали консервативное сообщество «Бет-Эль», но особого влияния на общееврейские дела в Панаме она не оказывала.

С момента окончания Холодной войны (Третьей Мировой, если угодно) еврейское население Панамы изрядно прибавляет в числе, достигнув в 2000-е годы около восьми тысяч человек: вдобавок к старым поселенцам в страну продолжали прибывать евреи из Европы и США. На данный момент еврейская диаспора в Панаме является одной из самых значительных по своему числу и занимаемому социально-экономическому положению среди всех еврейских этническо-религиозных сообществ Карибского региона и Центральной Америки.

Современных панамских евреев можно встретить не только в столице страны Панама-Сити, но и на улицах Колона, Давида, Читре и Бокас-дель-Торо. Занимаются чем угодно – от крупного банковского бизнеса и торговли до науки и медицины.

 Страницы: 12

С этой статьей о Панаме также читали:

  Жюстин Пасек – красавица Панамы

  Джон Маккейн — рожденный в Панаме, не ставший президентом...

  Хусто Аросемена – отец панамского гражданства

  Еврейская диаспора в Панаме

  Провинция Дарьен

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU