![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Малайзия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Экономика Малави «Cаблезубый» наших дней Носач Суматранские носороги в Малайзии Коммунизм с малайзийским лицом Музыка и танец Малайзии Пенчак силат или поединок молний Отдых на острове Матакинг Остров Тенггол Путешествие в лето Праздник Дивали (Дипавали) - Праздник урожая Весак - индийский праздник в Малайзии Великий мастер скручивания раковин Мегаветка Чана Крупнейшее хищное растение |
Выходя из пагоды через сад, писатель вновь внимательно оглядел легкие, словно невесомые конструкции храмов, и нашел, что китайская архитектура уничтожает стены. Так родился еще один блестящий образ: храм здесь подобен балдахину, приподнятые углы которого подвязаны к облаку, а идолы земли стоят в его тени... Для участия в праздничных церемониях китайцы надевают старинную национальную одежду, распространенную в провинциях Южного Китая. Наиболее эффектен праздник дракона, приобретающий особый размах в одноименный год по восточному календарю. С самого начала "новолетия" в китайских кварталах начинаются торжественные парады и марши, главным участником которых является все то же чудище. Люди в этот день дарят друзьям и близким "хон бао" - красные пакетики с деньгами, сумма которых определяется достатком. По улицам носят ритуального дракона со злыми светящимися глазами и щелкающей челюстью. Он словно ввинчивается в кружащуюся толпу и проплывает над ней с помощью мужчин, которые поддерживают на шестах его маску и тело. А в Бинтулу новогодний Дракон мирно уживается с Санта-Клаусом. Неподалеку от Сада Чин Ли выстроили свои храмы представители ряда христианских общин. Здесь и Римско-католическая церковь св. Антония, и протестантская церковь Бога; а напротив - методистский храм и англиканская церковь св. Фомы. Надо ли говорить, что основная масса прихожан - тоже хуацяо? Ведь сами малайцы - мусульмане суннитского толка. Последний крупный город Саравака на востоке - Мири. Если двинуться дальше, то уже через час езды дорога упрется в границу с Брунеем. Но мы задержимся в Мири. Гостиница "Тай Тонг" расположена в самом сердце чайна-тауна, напротив китайского храма. Общие спальни-дормитории набиты до отказа; отдельный номер стоит вдвое дороже. Но все равно этот отель - самый дешевый в городе. Китайский храм выстроен близ протоки, где у берега стоят рыбацкие суда. Поблизости, в пристройке, висит портрет, на котором изображен усопший. Оказывается, я стал свидетелем похоронного обряда. У гроба под зонтиком, поставленным в изголовье, сидят скорбящие родственники. Над свечами колышутся язычки пламени. Между прочим, в китайском календаре существуют особые дни - "Цинмин" (4-6 апреля), когда все китайцы поминают своих усопших. "Смерть в Китае занимает не меньше места, чем жизнь, - пишет еще один знаток Востока Максимилиан Волошин. - Усопший, как только он обратился в труп, становится вещью значительной и не внушающей доверия, мрачным покровителем, склонным вредить. Он - некто, кто пребывает здесь, кого надо примирить с собою. Связь между живыми и мертвыми развязывается с трудом, обряды остаются и увековечатся..." Буднично шумит рыбный базар, а рядом, за стенами храма, совершается нечто неописуемое. Оглушенные громкими звуками гонгов "прихожане", стоя перед закопченным алтарем, наблюдают за манипуляциями заклинателя духов. Он совершает судорожные прыжки, что-то выкрикивает, размахивая хлыстом с головой змеи на конце. Потом берет в обе руки по церемониальному мечу и начинает полосовать свою спину. Удары оставляют красные отметины, но крови, по счастью, не видно. Даже в экстазе чувство меры не утрачивается, а то бы заклинатель давно испустил дух. Завтра следы от мечей окончательно исчезнут. Все, что происходит в храме, посвящено дню рождения Куань Ди, божества войны и покровителя торговцев. Самобичевание - составная часть ритуального действа. Стены храма украшены "житийными" сюжетами. Многие китайские божества когда-то были реальными героями. В настоящее время все эти святые составляют своего рода иерархию.
| |||||||||
|