![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Литва: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Отдых на Немане Зимний отдых в Литве Зарасай Бирштонас Неринга Паневежис Несколько слов об истории Литвы Экономика Литвы Знаменитости Литвы Погода в Литве Кухня Литвы Съедобный цеппелин Литовские аэропорты Праздник весны по-литовски Йонинес |
Он пожертвовал для неё всё своё книгохранилище, включавшее в себя всё, что печаталось в то время в Европе, а также ценнейшие рукописи. Примеру короля последовали вельможи и духовные лица.
Полвека расцвета главной школы.Во второй половине XVIII века стало ясно, что образовательная система иезуитов не отвечает духу времени. Первым из преобразователей, осознавшим необходимость реформ, был С. Конарский (1700-73). Он начал открывать особые институты, в которых преподавание соответсвовало нуждам времени. В учреждаемых им заведениях особое внимание было обращено на глубокое изучение физических и математических дисциплин. Когда папа Климент IV в 1773 году издал буллу об упразднении ордена иезуитов, Виленская академия стала светским учебным заведением. В октябре 1774 года была образована Эдукационная комиссия, в ведение которой поступили все учебные заведения, а Виленская академия была преобразована в Главную школу Великого княжества Литовского. Ректором ее был назначен Мартин Почобут, математик, астроном и директор обсерватории. Последовал полувековой период расцвета Главной школы, которая в короткое время снискала обшее признание и заняла высокое место в ряду высших учебных заведений в Европе. Были открыты новые факультеты и кафедры, приглашены преподаватели из стран Западной Европы. В 1793 году была учреждена кафедра архитектуры, первым профессором которой был Лауринас Стуока-Гуцявичюс, великолепно сочетавший педагогическую работу с творческой. В 1797 году кафедру рисования занял Пранцишкус Смуглявичюс, известнейший живописец своего времени, получивший академическое образование в Риме. Виленская академия долгое время была и высшей художественной школой. В XVIII-XIХ веках преподаватели кафедры изобразительного искусства заложили прочный фундамент профессионального искусства и архитектуры в Литве. Педагогическая и творческая деятельность И. Рустемаса определяла всё развитие литовской живописи первой половины XIХ века. 4 апреля 1803 года по указу императора Александра I Виленская главная школа была переименована в Императорский унивеситет. В нём было четыре факультета: физико-математический, медицинский, нравственно-политический (с богословием) и литературный с изящными искусствами. Медицинские науки и римское законоведение преподавались на латинском языке, все прочие науки – на польском. В 1807 году при университете был учреждён медицинский институт, а в 1808 году основано Еврейское училище для занятия его выпускниками учительских должностей. При каждом монастыре и костёле были открыты приходские школы.
В 1804 году из Венского университета в Вильнюс два известнейших медика – отец и сын Франки. Профессор Пётр Франк, известный клиницист, гигиенист, один из основоположников европейского здравоохранения, основал здесь терапевтическую клинику. Через год Александр I вызвал его в Петербург, где он стал придворным врачом и ректором Медико-хирургической академии. В Вильнюсе остался его сын Иосиф – человек необыкновенных способностей и благороднейшего характера. Он руководил терапевтической и патологической клиниками. В 1808 году И. Франк основал Институт вакцинации, а через год и Институт материнства (в Европе таких учреждений ещё не было). Средства для его филантропической деятельности давали концерты его жены, известной певицы, одарённой редчайшей красоты голосом. Семилетнее ректорство Снядецкого (1807-14), человека глубокого ума, непреклонной воли, а в то же время гордого и властолюбивого, считается лучшим временем университета. В 1814 году кафедру истории занял Иоахим Лелевель, лекции которого производили настоящий фурор. Изысканная поэзия Адама Мицкевича и Юлиуша Словацкого охватила всю Литву и проникла за её пределы. Это была время ректора Малевского и Твардовского, время чувств, которые оспаривали и побеждали холодный разум. Подъём, охвативший университет, содействовал развитию национальной культуры.
| |||||||||
|