В Тамгинском ущелье на южном берегу Иссык-Куля находятся известные камни Тамга-таш. Наиболее известен один из них, который называют первым Тамга-ташем, но есть и Тамга-таш второй и третий.
Как ни странно до сих пор существуют различные ложные представления по поводу надписей на этих камнях. Попробуем прояснить ситуацию, результатом чего неминуемо возникнет мостик между Киргизстаном и Тибетом при помощи маленького города Тамга.
Безусловно, это самая распространённая мантра, или молитва в тибетском буддизме. Её произносят на Тибете постоянно и повсеместно, она вращается вместе с вращением молитвенного барабана, ею наполняется воздух, когда ветер трепещет молитвенные разноцветные флажки, увековеченной в камне для неё уготована вечность, в такт с ней стучат сердца тибетской жизни.
Поскольку эта мантра происходит из санскрита, а тибеский буддизм к тому же ещё и тантрический буддизм, то в её понимании важна не только семантика, но и фонетика, не только значение, но и звучание. Поэтому не совсем правильно говорить только о значении этой фразы. И всё же рассмотрим один из многочисленных вариантов трактовки её смысла.
Метафора цветущего лотоса несёт в себе значение пробуждения. Лотос своими корнями погружён в грязь, которая с одной стороны тёмная и нечистая, а с другой питает его жизнь и рост. Стебель лотоса устремляется ввысь, проходя сквозь разные слои воды, он вырывается в эфир, где лотос распускается прекрасным цветком. Таково и человеческое развитие на пути к пробуждению.
В буддизме, Тантре и индуизме самой частой аллегорией просветлённого состояния является тысячалепестковый лотос, распускающийся на макушке головы, или другими словами, распускающийся тысячалепестковый лотос, которым раскрывается верхняя чакра сахасрара венчающая макушку головы.
Существуют и другие трактовки этой мантры, в которых раскрываются иные смыслы и иные уровни смыслов. Как например соединение мужской и женской божественной эманации, как соединение порождающего и созидающего начала. На мой взгляд, интересны параллели и аналогии с Падмасабхавой (Лотосоподобным), который является основателем тибетского буддизма, и, безусловно, одной из самых ярких фигур в истории тибетского буддизма.
На втором Тамга-таше надпись аналогичная надписи на первом Тамга-таше, но выполнена она не барельефом а контррельефом и датируется она более ранним периодом, предположительно - веками. Весьма примечательным является то, что этот камень использовался в ритуальных целях ещё за долго до возникновения буддизма. На верхней поверхности камня есть характерная лунка, которая указывает на то, что этот камень использовался в ритуальных целях во времена саков ( до нашей эры - век нашей эры).
Надпись на третьем Тамга-таше отличается от предыдущих камней. Она представляет стилизованный знак ОМ. Эта надпись ровесница надписи на первом камне и относится так же к джунгарскому периоду (- века).
ОМ (или аум, и т.д.) - это звук, который является важным звуком практически во всех традиционных культурах человечества. ОМ - это звук колокола первичного бытия. ОМ - это звук лежащий в основе всех звуков, это вибрация на которую, как на нить, нанизываются бусины всех остальных звучаний.
Существует легенда о том, что когда-то батыр расколол своим мечом первый Тамга-таш пополам. Камень Тамга - таш действительно расколот вдоль по всей длине. Интересно, что если смотреть на камень расфокусированным взглядом, то можно увидеть свечение, которое идёт из этой расщелины. Камни Тамга-таш конечно же являются не только историческим памятником. Поэтому посещение этих камней требует осознанного отношения.