Казахстан – земля древней цивилизации. С далеких времен его обитатели – предки нынешних казахов - создавали яркую и самобытную культуру. Выдающимися памятниками их культурной жизни являются дошедшие до нас различные сооружения – курганы, городища, укрепления, мавзолеи и целые города. Среди них выделяется комплекс сооружений Ходжи Ахмеда Яссави в городе Туркестане (до XVI века – город Яссы) в Южном Казахстане.
Город Яссы стоял на древней караванной дороге – ответвлении Великого шелкового пути – торговой магистрали между степью Дешт-и-Кыпчак и земледельческими оазисами Средней Азии – Хорезмом. Ташкентом, Бухарой и Самаркандом. Его положение способствовало оживленной торговле. Из Китая привозили фарфор, из Персии – шкуры азиатского тигра и ювелирные камни, из Византии – разноцветные бархаты, парчу.
В караванах, идущих на Русь, в земли варяг, германцев или франков – смушки каракуля – непревзойденного сокровища кочевых тюрков, цветное туркестанское стекло (изготовлять которое тюрки научили китайцев), тонкий шелк, хлопковое семя. На рыках Туркестана ежедневно без остатка распродавалось более пятисот верблюдов. Шкура рыси была эквивалентна пяти баранам, за маралий рог давали столько серебра, сколько он тянул сам.
В XVI-XIX веках Туркестан являлся резиденцией казахских ханов. Город Яссы был местом проповеднической деятельности Ходжи Ахмеда. Здесь он прожил большую часть своей жизни и был похоронен. Родился Ходжа Ахмед в городе Сайраме близ Шымкента в 1103 году. Первым духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый шейх Арслан-Баб. После его смерти Ходжа Ахмед переехал в Бухару и прошел сложный курс суфийского учения. Некоторое время он был главой общины суфиев в Бухаре, позже переехал в город Яссы. Здесь он разворачивает свою проповедническую деятельность.
В своих проповедях Ходжа Ахмед Яссави призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность. Его стихи пользовались огромной популярностью, их заучивали наизусть и распевали далеко за пределами Дешт-и-Кыпчака. Слава поэта росла с каждым годом. Его стихи вошли в мировую сокровищницу культуры человечества. По преданию, в знак траура по умершему в возрасте 63 лет пророку Мухаммеду, которого поэт считал своим учителем, Ходжа Ахмед Яссави, достигнув того же возраста, поселился в подземной келье мечети и там провел остаток своей жизни.
Умер он в 1166-67 году и был похоронен с большими почестями в сооруженном для него небольшом мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества и поклонения мусульман. Ее трехкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.Нынешний мавзолей над могилой Ходжи Ахмеда Яссави был воздвигнут 233 года спустя после его смерти по приказу Тимура.
В 1389, 1391, 1394, 1395 годах Тимур в многочисленных кровопролитных битвах сокрушил могущество Золотой Орды, сжег ее столицу – город Сарай-Берке и в честь своей победы решил построить на месте пришедшего в ветхость старого мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави новый грандиозный мемориальный комплекс.Тимур руководствовался не только религиозными соображениями. Этим актом он поднимал свой авторитет, утверждал идею незыблемости своей власти.
Различные источники свидетельствуют о том, что Тимур лично участвовал в разработке проекта будущего мавзолея, давал конкретные указания строителям.Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави представляет собой огромное продольно-осевое портально-купольное сооружение. Размеры его в плане - 46,5 x 65,5 метра. Толщина наружных стен составляет 1,8-2 метра, центральной части – 3 метра.
Здание имеет огромный портал и ряд куполов. Вокруг его центрального зала – казанлыка - объединено более 35 помещений различного назначения. Казанлык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 метра.
Для тюрков казан был символом единения и гостеприимства. Поэтому особое значение придавалось его размерам и внешнему оформлению. Туркестанский казан не имеет себе равных. Его диаметр – 2,45 метра, вес – две тонны, изготовлен он из сплава семи металлов.
Строительный материал стен мавзолея – жженый кирпич. Технологическая чистота его изготовления была доведена до совершенства. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала, дверь в усыпальницу резная с тонкой костяной инкрустацией.