Поздравления и подарки – это целая это целая сложившаяся традиция в Японии, это наука, которую когда-то даже изучали в лучших школах.
Пик поздравлений приходится, конечно, на Новый год. Японцы пишут в конце года сотни поздравлений, уделяя этому занятию по несколько часов в день. При таком подходе просто невозможно удержать в памяти всех, кто тебя поздравил и кому ты должен ответить.
Поэтому японцы обычно хранят полученные открытки в течение года, а потом раскланиваются по списку. Важный в этикете принцип взаимности поддерживался автоматически, хотя и с годовым опозданием. Например, поздравил тебя впервые человек в прошлом году - ты к нему ровно через год с таким же почтением. А если вдруг не пришло поздравление от старого знакомого, то он естественным образом из твоего списка на следующий год выбывает.
Поводов для вручения подарков в современной японской жизни более, чем достаточно. Если вы переступите порог чужого дома, то лучше запастись каким-нибудь съедобным подарком. Если вы посещаете кого-то на рабочем месте и намерены обратиться к нему с просьбой, небольшой подарок будет уместен. Уезжая в командировку и возвращаясь из неё, в качестве сувениров везут с собой местные бренды. Провожая знакомого, ему вручают подарок на дорогу. Существует официальный сезон для обмена подарками, он наступает дважды в год – в июне (тюгэн), и в декабре (сэйбо), когда можно поблагодарить человека за оказанную им услугу.
Подарками сопровождаются многие события личной жизни. Переехав на новое место жительства, вновь прибывший обычно обходит ближайших соседей и вручает им недорогие символические подарки, чаще всего красиво упакованные туалетные или кухонные полотенца. Подарками также принято отмечать новоселье, рождение ребёнка и другие события. В этих случаях виновник торжества обязательно получает подарок от группы, в состав которой он входит, и чем выше статус группы, тем дороже будет подарок.
Если японец задумает отремонтировать свой дом, он непременно обойдёт заранее соседей, извинится за будущее беспокойство и раздаст им те же символические подарки.
Вручая подарок японец обязан произнести установленную речевым этикетом фразу вне зависимости от размера подарка «хон-но цумаранай моно дэс га» (дословно: «подарок ничего из себя не представляет, но…»).
По восточной традиции, подарок не может оставаться безответным. Равный статус предполагает обмен равноценными подарками, но чем выше статус дарителя, тем богаче подарок. Ритуал торжественных мероприятий, сопровождающихся получением подарков или денежных подношений, предусматривает рассылку ответных даров, но не обязательно. Кроме того, они должны быть скромнее основных подарков. Например, молодожёны после свадьбы могут разослать гостям летние кепочки, футболки со своей фотографией или другим свадебным символом.
Похороны также сопровождаются в Японии поминальным ужином и вручением семье умершего денежных подношений. В специальных, предназначенных только для этого конвертах, перевязанных чёрной ленточкой. В этом случае все участники печального события через некоторое время получают от семьи покойного благодарственные письма.
Что дарят друг другу в Японии? Почти всё. Даже то, что не дарят в других странах. Это может быть батон ветчины или копчёная рыба. Бутылка сакэ, упаковка пива, корзина фруктов. Главное, чтобы подарок был красиво оформлен, внешний вид и упаковка значат не меньше, чем подарок. Традиция дарить самые обыденные вещи имеет давние корни. В средние века родители, приходя к учителю с просьбой взять сына в ученики, обычно дарили ему простой веер или кисть. Подарок имел скорее символическое значение.
Мидзухики – это древнее японское прикладное искусство завязывания различных узлов из специальных шнуров и создания узоров из них. Подобные произведения искусства имели чрезвычайно широкую область для применения – от подарочных открыток и писем до причёсок и сумочек. В настоящее время мидзухики чрезвычайно широко используется в индустрии подарков. Существуют наиболее распространённые и простые узлы, которые используются наиболее часто: при поздравления с рождением ребёнка, на свадьбу или поминки, день рождения или поступление в университет.
Другая традиционная и важная вещь – это поздравительная открытка. У японцев, как и во многих других странах, существует модное направление – изготовление флористических открыток. Хотя этот жанр совершенно не новый, но замечательным является то, что в каждой открытке открывается частичка индивидуальности каждого автора. Деятельность Студии связана с флористическим дизайном, поэтому в работе старались. Кроме того, каждая открытка – это коллаж в миниатюре, при изготовлении её автор использует какой-либо растительный материал.
Техника коллажа – уникальна, с её помощью возможно создать лаконично выстроенную композицию.