![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: ![]() ![]() В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
Во время правления Хусейна Ирак был светским государством, и "диктатор" предоставлял христианам значительные по сравнению с другими арабскими странами религиозные свободы. Но при Хусейне христиане стали заложниками внешней политики Ирака. От них требовались лояльность и участие в создании положительного образа страны на международной арене. Наиболее видные деятели иракских христианских общин, Патриарх Халдейской Католической Церкви Рафаил I Бидавид (умер 7 июля 2003 г.) и известный политик, ныне арестованный вице-премьер, католик Тарик Азиз, представляли во время зарубежных визитов политическую линию партии "Баас". После падения режима Хусейна положение христиан значительно ухудшилось. Теперь они стали заложниками внешней политики Джорджа Буша - их рассматривают как союзников Запада, врагов Ирака и ислама. Экстремисты часто нападают на дома и магазины христиан. Особой дискриминации подвергаются женщины-христианки, которые выходят на улицу без мусульманских платков и становятся объектом насмешек и угроз. Во многих больницах отказываются лечить женщин, не одетых в хиджаб. В Ираке христиане живут преимущественно в крупных городах, а также в сельской местности на севере страны, в районе города Мосула. В основном это сирийцы, армяне, часть курдов и арабов. Христианские общины Ирака представлены одиннадцатью различными Церквами. Крупнейшая из них - это Халдейская Католическая Церковь, ее последователи составляют 70% христиан. К концу 2002 г. в ней было около 185 тыс. человек. Самая большая халдейская община находится в Багдаде, там же располагается и резиденция Патриарха Эммануила Дили.
Христианство распространилось среди сирийцев еще в I в. н.э., а в V в. поместная Сирийская Церковь отделилась от Византийской Православной Церкви, но не сумела сохранить единства и раскололась. Часть современных сирийцев исповедуют несторианское учение (Ассирийская Церковь Востока), а часть - монофизитское (Сирийская Яковитская Церковь). Ассирийская Церковь Востока разделилась на две ветви приверженцев двух несторианских Патриархатов. Это произошло в ХХ в. и связано с трагической судьбой сирийского народа. Во время Первой мировой войны сирийцы, жившие в Турции, стали жертвами массовых депортаций и казней. Погибло около трети сирийского населения. Большинство оставшихся в живых бежали в Ирак, но в 1933 г., когда эта страна была провозглашена независимым государством, между христианами и мусульманами произошла новая кровавая резня. Тогда сирийский Патриарх Мар Симон XXIII был лишен иракского гражданства и эмигрировал в Сан-Франциско (США), откуда продолжал управлять своей паствой. Ныне Патриарху Мар Дынха IV, преемнику Мар Симона, подчиняется большая часть несториан Ирака. По данным на середину 1990-х гг., Церковь Востока объединяет 58 тыс. человек. Несториан северного Ирака (епархия Духок) окормляет епископ Исхак Йосеп, возглавляющий также сирийские приходы России и СНГ. В 1964 г. часть сирийцев выразила недовольство своим заокеанским управителем, и в 1972 г. пять епископов основали Древнюю Церковь Востока, которую ныне возглавляет Багдадский Патриарх Мар Аддай II. По данным середины 1990-х гг., к Древней Церкви Востока принадлежали 23 тыс. иракцев. Сирийская Яковитская Церковь в Ираке подчиняется Игнатию Закка I, монофизитскому Патриарху Антиохии, резиденция которого находится в Дамаске. В Ираке последователи этой Церкви объединены в три епархии - Багдадскую, Мосульскую и Мар-Маттийскую. Членами Яковитской Церкви является 45 тыс. человек.
| |||||||||
|