![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Вачаспатимишра сходится с Шанкарой в том, что неведение разрушается знанием. Исполнение подобающих обрядов очищает интеллект и пробуждает в человеке желание познать истину. Однако само по себе исполнение обрядов не ведёт к мокше,
Хотя все последователи Шанкары считали, что постоянная практика "слушания", "размышления" и "напряжённого созерцания" необходима лишь до тех пор, пока искатель истины не утвердится в осознании смысла речения "То ты еси", значительность каждого из этих методов понималась ими различно. В частности, мнения последователей Шанкары существенно расходились по вопросу о той роли, которую играет "слушание" как средство познания Брахмана. По мысли Вачаспати, сама природа любого высказывания способна породить только опосредованное знание. Поэтому и знание, порождаемое "слушанием" великих речений упанишад и размышлением над ними, является лишь опосредованным. Оно, конечно, способно устранить неведение относительно существования, природы и средств постижения Брахмана, но оно не может привести к непосредственному познанию Брахмана. Опосредованное знание Брахмана служит косвенным средством к непосредственному знанию о нём, достигаемому медитацией. У Вачаспатимишры ум является главным инструментом познания Брахмана. Знание становится непосредственным благодаря уму. Поэтому только ум является инструментом, с помощью которого возникает прямое знание Брахмана. Ум, достигший совершенства благодаря постоянной медитации на значение великих речений упанишад, устраняет все сомнения и являет тождество между "То" и "ты". В этом Вачаспати расходится с Сурешварой, оспаривавшим утверждение Вачаспати о том, что сама природа высказывания способна породить лишь опосредованное знание. Какое знание порождается высказыванием — опосредованное или непосредственное, — зависит от природы объекта, о котором идёт речь. Если это непосредственный объект, то и знание о нём будет непосредственным. Брахман — непосредственный объект, а потому и тексты упанишад могут привести к непосредственному знанию Брахмана. Когда неведение разрушается знанием, человек достигает освобождения. Однако физическое тело продолжает существовать в силу прошлой кармы, хотя нового накопления кармы уже не происходит.
Перепубликация с www.bharatiya.ru
| |||||||||
|