|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: О стране Все статьи В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
«На этом священном месте, где Тигр сливается с Евфратом, растет священное дерево нашего праотца Адама, символизирующее сады Эдема на земле, где две тысячи лет до нашей эры молился Авраам». Эти слова написаны белой краской на черном прикрепленном к металлическому столбу щите. Он стоит у ветвистого с колючками дерева, покрывающегося два раза в год золотистыми величиной с вишню плодами, называемыми набук. Здесь, в том самом месте, где сливаются Тигр и Евфрат, образуя полноводный Шатт эль-Араб, находился мифический библейский «рай». Дерево, символизирующее райские кущи, огорожено каменной невысокой оградой с металлической решеткой. Ее белые стены измазаны коричневой хной. Видимо, место это действительно святое в понятии местных жителей. Нет ничего удивительного в том, что именно место слияния Тигра и Евфрата в представлении древности было местом райских кущ. Теплый климат, плодородная земля, обилие воды, озера кишат рыбой. Ну чем не райское место! Стою на стрелке и смотрю, как воды Тигра сливаются с водами Евфрата. Они текут параллельно и где-то впереди смешиваются в зеленоватый поток Шатт эль-Араба. На стрелке в саду устроен небольшой ресторан для туристов. Он охотно посещается, и сейчас в нем, кроме меня, сидят под густыми раскидистыми деревьями с красными пучками стручков несколько иностранцев. На противоположном берегу Тигра ребята удят мелкую рыбу. Стучит дизельный насос, медленно проплывает лодка, нагруженная плетенными из камыша изделиями местных ремесленников: сумками, тарелками, коробками с крышками и без крышек, циновками. Подходят и уходят машины. В сад заходят все новые и новые туристы, смотрят налево — на Тигр, направо — на Евфрат, затем прямо перед собой — на Шатт эль-Араб, фотографируются, усевшись на парапете, и, шумно галдя, отправляются к дереву Адама. Еще несколько минут толкотни у дерева, несколько безуспешных попыток просунуть через решетчатую дверь руку, чтобы отщипнуть от лежащей у ствола священной колоды щепку на память, и они идут к машинам. Визит закончен. Многие туристы громко разговаривают и, не скрывая, смеются над примитивным представлением наших предков о рае. Я тоже направляюсь к машине и все думаю, каким был бы рай в представлении современного человека. Дорога от Эль-Курны до Калаат Салех пролетела незаметно. Слева и справа тянулись болота, солончаки и снова болота, заросшие камышом и осокой. В том Агеете много ежей. Они мельче, чем наши, с большими ушками, они перебегают дорогу и, попав в полосу света от фар, замирают от страха, и их легко поймать. Еж хорошо приживается дома, но через некоторое время он становится невыносимым квартирантом: днем спит, свернувшись калачиком, а ночью носится, стуча коготками, по комнатам из угла в угол, шуршит бумагой, пытается забраться в платяной шкаф, словом, развивает такую бурную деятельность, от которой трудно заснуть. Калаат Салех известен в Ираке тем, что здесь живет глава религиозной секты, в секте насчитывают около 22 тысяч человек и они живут главным образом в Багдаде, Амаре и Калаат Салехе. На улице в Багдаде есть десятка два лавок, где бородатые сабейцы изготавливают серебряные украшения — брошки и браслеты с чеканными рисунками на черном фоне, полированные шкатулки и табакерки, ложки, кольца для салфеток, солонки, кофейные сервизы и пудреницы. Священная книга сабейдев «Аль-кяизя рабба» написана на древнем языке, близком к ассирийскому. Она состоит из мифа о сотворении мира и жизни на земле. Сабейцы верят в астрального бога, чтят святых, число которых достигает 360, пользуются особым солнечным календарем. Все их обряды и праздники так или иначе связаны с водой. Свое почитание воды они объясняют тем, что когда-то в древности сабейцы следовавшие на восток от Амары, страдали от недостатка воды и от засухи. Это вынудило их искать новые места для поселения, они двинулись до Тигра. Величественная река была полна рыбы и она понравились сабейцам, они поселились на ее берегах. С тех пор все религиозные обряды связаны с текущей водой. Самые большие праздники сабейцев бывают в конце зимы. В эти дни обязательно должен пойти дождь. Отсутствие Дождя считается плохим предзнаменованием. Однако даже старики не помнят такого случая, чтобы в праздники не шел дождь. В эти дни сабейцы находятся дома и только в конце праздника собираются на общую молитву у реки. Встав лицом по течению, они читают молитву под руководством своих духовников. Все обряды, связанные с жизнью и смертью человека, совершаются у воды.
Багдад перегородили "берлинские стены" | |||||||||
|