|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Культ Шивы - один из самых распространенных в Индии. Это индуистское божество составляет триаду (тримурти) вместе с Брахмой и Вишну. По воззрениям индуистов, Шива обитает вдали от населенных мест, на горе Кайлас в Гималаях. Там он пребывает как божественный подвижник, погруженный в медитацию, отрешенный от мира. В прошлом индуистские аскеты тысячами отправлялись в Тибет и совершали "ятру" - паломничество и обход горы Кайлас. Однако нынче это сделать не так-то просто. В начале 1950 годов Тибет был аннексирован Китаем, и теперь только состоятельные паломники и туристы могут позволить себе это путешествие. Поездки организуют туристские агентства; 16- дневный маршрут начинается либо из Катманду, либо из Лхасы, но стоимость тура одинаково "заоблачная" - около 2,5 тысяч долларов. Самостоятельное передвижение иностранцев в этих высокогорных краях китайскими властями запрещено. Однако поклонники Шивы не падают духом - у них есть "альтернативный вариант в соседнем регионе". Речь идет о высокогорной пещере Амарнатх, известной не только в индийском штате Джамму-и-Кашмир, но и во всем индуистском мире. Сотни тысяч паломников каждое лето стекаются к этой пещере, чтобы там поклониться ледяному сталагмиту, олицетворяющему для них лингам Шивы - древний фаллический символ плодородия. Сринагар - столица Кашмира, и здесь вот уже много лет дают знать о себе мусульмане-сепаратисты. Армия, полиция и другие "силовики" контролируют основные трассы, и самостоятельное передвижение иностранцев в Кашмире ограничено. В Амарнатх ведут две дороги: одна с юга - из Пахальгама, другая с запада - из Сонамарга. Еще не так давно единственный путь к Амарнатху был только из Пахальгама, и пеший переход по горам занимал три дня. Конечно, хотелось бы пройти старинным путем паломников, но нынче въезд в Пахальгам для иностранцев закрыт. Остается "западный" вариант: надо сесть на автобус в Сринагаре и, проехав 85 км, добраться до Сонамарга. А там, если повезет, на попутке подбросят до палаточного лагеря Балтал, откуда паломники выходят на горную тропу. Hо поскольку Кашмир на "осадном" положении, то для поездки в Сонамарг нужно получить разрешение в полиции. Помочь мне в этом деле обещает хозяин гостиницы - Фарук. Hа автовокзале столпотворение: паломники мечутся в ожидании автобуса на Сонамарг. В диспетчерской узнаю, что сегодня автобуса нет и не будет: его перебросили на "спецобслуживание". Hо есть возможность успеть на автобус частной компании, отходящий с другого автовокзала. Схватив моторикшу, мчусь через весь город мимо блок-постов, шлагбаумов, будок с автоматчиками, БТРов и КПП. Все решают секунды: соскочив с чадящего "тук-тука" у въезда на автовокзал, успеваю перехватить автобус, выходящий из ворот. В салоне - "специфический контингент". Все пассажиры - паломники-индуисты, среди них выделяются колоритные фигуры странствующих аскетов - садху. В руках у них шесты с трезубцами-тришулями и металлические круглые плошки "для почерпания воды" из священных источников. Hа лбу белой краской начертан тришуль - символ принадлежности к шиваизму. Шоссе уходит в горы, оно ведет в заоблачный Ладак, - туда, где в верховьях Инда у подножия скал приютились старинные буддийские монастыри. До городка Лех - центра Ладака - более 400 км пути на автобусе, и пассажиры преодолевают это расстояние за два дня. Hо наш путь гораздо короче, и до Сонамарга мы добираемся за 4 часа. По дороге - традиционный кашмирский "набор": КПП, автоматчики, "колючка", заграждения. Перекладываю "пермит" поближе - в нагрудный карман, бумагу с разрешением могут спросить в любой момент. В салон автобуса входит автоматчик и начинает переругиваться с садху. Спрашиваю у своего соседа: в чем дело? Оказывается, у аскетов нет разрешения на ятру (паломничество). Горная тропа проходит через места дислокации воинских частей, и каждый пилигрим должен иметь пластмассовую карточку с фотографией, указанием "ФИО", домашнего адреса и срока совершения ятры. В горах, при большом стечении паломников, бывают "летальные исходы". В переводе на нормальный язык - у пожилых странников на высоте 3,5-4 тысячи метров отказывает сердце, и с узкой тропы они срываются в пропасть. А пластмассовая карточка помогает при идентификации останков... Автоматчик выгоняет садху из автобуса. Божьи люди смиренно стоят у обочины, а вояка, упиваясь властью, что-то им еще выговаривает.
Керала. Индийская Венеция и "Собственная страна Бога" | |||||||||
|