|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Азербайджан: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Баку - восточная сказка Азербайджанский Баку – европейский город с азиатскими традициями Государственное устройство Природные красоты Азербайджанские прелести Фантазия по-азербайджански Национальные особенности Деньги Азербайджана В Азербайджане не хватает отелей В Азербайджане прошел международный фестиваль «Global Village» В Азербайджане пройдет международная археологическая конференция Азербайджан привлечет туристов собственным "раем" Экскурсия по окрестностям Баку Барда В Азербайджане нельзя получить перевод Western Union |
По письменным источникам на территории Азербайджана в свое время бытовали свыше 20 духовых музыкальных инструментов, отличающихся между собой по конструкции, способу звукоизвлечения и звучанию. Они, согласно современной классификации, относились к губным (ней, ксул, ян-тутек, най, мусигар, келенай, мизмар, тутек, бурбуг), язычковым (сюмсю, сюмсю-балабан, тулум, шапбыр-балабан, балабан, зурна, арган), мундштучным (бут, бургу, гавдум, каранай, нефир, шах-нефир, шейпур) видам духовых инструментов. Ныне из перечисленных музыкальных инструментов употребляется менее половины, причем наиболее распространенными являются балабан, зурна, тутек, ней и тулум. Среди последних своим нежным, бархатным, необыкновенно лирическим и певучим звучанием отличается балабан, часто называемый из-за сплющенной трости "ясты-балабаном". В Нахчыванской АР, Гянджа-Газахской и Карабахской зонах Азербайджана он известен под названием "баламан", "мей" или "дюдюк". Балабан один из древних духовых инструментов азербайджанского народа. Его название встречается в эпосе "Китаби Деде Горкуд", в стихах классиков азербайджанской поэзии. Балабан состоит из ствола, трости, регулятора и колпачка. Ствол (гёвда) представляет собой полую цилиндрическую трубку длиной 280-320 мм, изготовленную (процесс называется "балабан чэкмэк") из абрикосового (преимущественно), орехового, грушевого, самшитового, тутового, кизилового, алычового (дикого) деревьев, а также из унаби. Верхнему концу ствола (баш, кюп) придают шаровидную форму, а нижний конец (аяг) немного заостряется. Звуковой канал диаметром 10 мм просверливается дрелью. На лицевой стороне просверливают восемь отверстий (сэс пэрдэси). Музейные экземпляры этого инструмента свидетельствуют о том, что в прошлом их количество доходило до 6-7. На тыльной стороне, в точке, соответствующей половине расстояния между первым и вторым отверстиями лицевой стороны, открывается еще одно отверстие. С целью улучшения строя и тембра звучания инструмента, иногда на тыльной стороне в нижнем конце просверливается дополнительное отверстие — низам пэрдэси (регулирующее отверстие). Названия игровых отверстий отражают функциональные (баш пэрдэ — 1-е, шах пэрдэ — 4-е, ачыг пэрдэ — 6-е, аяг пэрдэ — 8-е, арха пэрдэ — тыльное), ладовоин-тонационные (сегях пэрдэси — 2-е и 5-е, махур пэрдэси — 7-е и др.) и акустические (низам пэрдэси) признаки инструмента. В верхнюю часть ствола вставляется трость (гамыш, гаргы, дил), которая изготавливается из камыша (тростника), растущего в безводных местах. Такие камыши не впитывают влагу. Камыш со стороны очищенного наружного слоя сплющивается, образуя двойной язычок плоской формы, и на эту часть надевается регулятор в виде хомута. На другой конец камыша вставляют деревянный стержень диаметром 7-12 мм. Немного ниже от узла конец стягивается и обматывается ниткой. Это делается для того, чтобы при движении регулятора вниз, камыш не сплющивался. На него наносят растительное масло и обжигают на пылающем угле или лампе. Регулятор (хэрэк, богазлыг, боюндуруг, улама, экме) делается из ивы или виноградной ветки длиной 60 мм и шириной 10 мм. Деревянная ветка разрезается в продольном направлении на две части. После шлифования и смягчения на кипяченной воде изогнутые концы дерева соединяются между собой ниткой и надеваются примерно на середину трости. При движении его вверх или вниз вдоль мундштука изменяют длину его вибрирующей части и тем самым меняют строй инструмента — в верхнем положении он понижается, а в нижнем — повышается. Для предохранения трости от повреждения после игры на него надевается деревянный колпачок-зажим (гапаг, агызлыг, кип, бэнд, яшмаг, сыхнаг, гапанча, гысгач) из ивы, фундука, кизила или тутового дерева. Во избежание потери, его соединяют ниткой с регулятором. Во время игры балабан держат прямо перед собой слегка в наклонном положении, и воздух вдувается в трость инструмента. Под воздействием вдуваемого воздуха, тонкие тростниковые пластинки вибрируют и возникает звук. При этом звук долгое время не прерывается даже тогда, когда исполнитель набирает воздух в легкие. Высота звука изменяется посредством закрытия или открытия игровых отверстий пальцами обеих рук. Строй инструмента регулируется при помощи регулятора, расширением звуковых отверстий и передвижением мундштука вниз или же вверх.
| |||||||||
|