Гамбия
Гамбия
Пакистан
Пакистан
Ботсвана
Ботсвана
Гайана
Гайана
Сингапур
Сингапур
Словакия
Словакия
Мартиника
Мартиника
Латвия
Латвия
Марокко
Марокко
Майотта
Майотта
Непал
Непал
Ниуэ
Ниуэ
Таиланд
Таиланд
Эстония
Эстония

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Азербайджан:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Баку - восточная сказка

Азербайджанский Баку – европейский город с азиатскими традициями

Государственное устройство

Природные красоты

Азербайджанские прелести

Фантазия по-азербайджански

Национальные особенности

Деньги Азербайджана

В Азербайджане не хватает отелей

В Азербайджане прошел международный фестиваль «Global Village»

В Азербайджане пройдет международная археологическая конференция

Азербайджан привлечет туристов собственным "раем"

Экскурсия по окрестностям Баку

Барда

В Азербайджане нельзя получить перевод Western Union


Азербайджан - Чарующие звуки балабана

Чарующие звуки балабана

  

Подраздел: Cтатьи об Азербайджане | Азербайджан
Страницы: 123
Чтобы уменьшить строй инструмента на полтона или тон, мундштук передвигается назад, или же сверху на корпус надевают "бочонок" — йедэк, удлиняя длину ствола на 8-10 мм.

Полутоны получаются закрытием или открытием игровых отверстий наполовину. Например, для получения звука "соль диез" нужно открывать наполовину отверстие, которое издает звук "ля". Для получения звука "соль бемоль" следует открывать тыльное отверстие наполовину.

Наполовину закрытые отверстия на лицевой части ствола открываются или закрываются с боковой стороны. А тыльное отверстие открывается снизу вверх и в обратном направлении, т.е. сверху вниз, закрывается. Чтобы получить чистые полутоновые звуки, следует разместить средние части пальцев над отверстиями.

Диапазон инструмента от "соль" малой октавы до "до" второй октавы. Маститые музыканты путем напряжения мышц губ (додаг сыхма) и усиления вдуваемого столба воздуха извлекают также звуки "до диез", "ре" и "ми бемоль" второй октавы. А другая игровая манера (богаз вурма) используется для получения прерывистого звучания.

БалабанистВ низком (бэм) регистре звучание балабана тусклое, звонкое, в среднем (орта) регистре — мягкое, лирическое, а в высоком (зил) регистре — нежное и ясное. Балабанисты регулированием вдувания, полузакрытием или открытием отверстий, изменением степени сжатия трости губами в среднем и в высоких регистрах получают хроматические звуки.

Сконструированы также альтовый, теноровый и басовый разновидности балабана.

В Азербайджане выросли маститые балабанисты. Среди них можно указать Али Керимова, Шахалы Исмаилова, Гасана Бахшалы оглу, Алиша Гайтараноглу, Мусеиба Аббасова, Шахмурада Тахирова, Бахруза Зейналова, Хасрата Гусейнова, Иззаталы Зульфугарова, Рза Мамедова, Гарачи Исмаила, Джаннаталы Гаддиева, Агасафа Сеидова, Гасана Магеррамова, Алиджавада Джавадова и Фархада Гусейнова.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются дуэты музыкантов (на гоша-балабане, т.е. на парном балабане): один из них — уста (мастер) — исполняет основную мелодию, а другой — демкеш, зуйтутан, зуйчу (подмастерье) — аккомпанирует ему бурдоном на одном постоянном по высоте низком звуке. В сопровождении этого дуэта исполняются песни, танцы и инструментальные пьесы.

При выступлении на свадьбах, праздниках и сопровождении танцев к этому дуэту присоединяется исполнитель на мембранном инструменте гавале, нагаре или гоша-нагаре. Ансамбль, включающий два балабана и ударный инструмент, был популярным в народе под названием "балабанчылар дэстэси". В прошлом при звучании его в составе ансамбля сазанде, наряду с тарой и каманчой, он играл активную роль во время паузы вокальной партии, или уступая им издавал бурдонные звуки. Кроме того, в качестве прикладного назначения на нем играют пастушечьи наигрыши ("Чобан баятысы", "Гоюн овшары") и траурные мелодии ("Матем авазлары" — траурные причитания). Как отмечает в своих воспоминаниях известный азербайджанский певец, режиссер и педагог Гусейнгулу Сарабский (1879-1945), балабан использовался охотниками для заманивания перепелок в расставленные для них сети.

Балабан используется и в ашугских ансамблях. При этом часто применяется его малая разновидность (джура), которая настраивается под саз. В ашукских ансамблях он дублирует мелодию напева, или же на тонике лада создает фон бурдоном. В инструментальных вступлениях к пению ашуга, балабанист исполняет основную мелодию, а ашуг на сазе сопровождает его гармоническими созвучиями. Нередко балабанист, аккомпанируя ашугу, одновременно пританцовывает.

Темброво-динамические возможности инструмента ярко проявляются при сольном исполнении мугама дуэтом балабанистов, несмотря на то, что его звукоряд не позволяет исполнять все его разделы. Поэтому обычно мугамные дастгяхи исполняются балабанистами в сокращенном виде. При этом, учитывая диапазон инструмента, выбираются различные тональности, свойственные мугамам и его разделам. Роль уста-балабанчи в вокально-инструментальном варианте исполнения мугамов часто меняется. В одних случаях он отходит на задний план, выдерживая только бурдонные звуки, в других — особенно во время наступления большой паузы в вокальной партии, играет активную роль в ведении мелодии или же при подключении в подходящий момент к исполнению мугамных разделов.

В оркестре народных инструментов в сольном исполнении балабанам поручаются мелодические фразы, а как аккомпанирующий инструмент используются для исполнения гармонических аккордов и бурдонных звуков.

 Страницы: 123

С этой статьей об Азербайджане также читали:

  Перекресток эпох и дорог

  Кое-что о внутренних законах Азербайджана

  Хазар Дениз

  Барда

  В Гейчае пройдет традиционный праздник граната

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU