Устоять против таких уговоров было трудно, и я попросил отвезти себя в индуистский храм. "В какой именно?" - уточнил таксист. - "В самый большой". Высеченные из камня звери и цветы переплелись друг с другом, образуя высокую пирамиду над входом. Поклонники Шивы, Вишну и Натхи в качестве подношения своим раскрашенным богам несли в храм на тарелках дольки арбузов, бананов и манго. В самом центре сооружения возвышалась фигура Ганеши - слоноголового человека, оседлавшего крысу. У его ног лежала почерневшая от времени глыба, об которую со всего размаху прихожане кололи кокосовые орехи. У индуистов существует поверье: если плод разобьется с первой попытки - в ближайшее время все будет очень хорошо, если отскочит - то не очень. На моих глазах девочка лет восьми играючи хлопнула свой кокос на две половинки. Следом за ней крупной комплекции мужчина с диким криком двинул волосатым шаром по камню. Кокос отпрыгнул от плиты, словно теннисный мячик. Мужчина заплакал. Раздолбив свой орех, я вышел из храма: у фонтана напротив мыли слона. Зверюга хлопала ушами и трубила от удовольствия. Обогнув стороной слона, я очутился прямо на базаре. Первыми были ананасовые ряды. Горы плодов, нагревшись на солнце, издавали дурманяще-сладкий аромат, который, в свою очередь, смешивался с запахом жареного тунца. За ананасовыми горами следовали горы рубашек, жилетов, сандалий... Торговцы подбрасывали в воздух связки лифчиков (видимо, в рекламных целях) и что-то кричали. Неподалеку таинственно поблескивали медные кастрюли, оловянные кружки и оцинкованные тазы. Далее следовали плетеные циновки, бойцовые петухи, восточные сладости, бумажные зонтики, надгробные памятники, детские кроватки, сотовые телефоны и королевские креветки. Завершала картину небольшая кучка сильно поношенных пробковых шлемов. Коломбский рынок кончился.
Впереди зеленел Центральный парк "Виктория". Туда-то я и направился. Английские лужайки парка были утыканы скульптурами боддхисатв. Признаков культуры в виде аттракционов, игральных автоматов и пивных не наблюдалось. Интерес к парку как-то сразу пропал. Покинув его, я очутился на остановке и неожиданно для себя вскочил на подножку отходящего куда-то автобуса. С заднего сиденья поднялась женщина с ребенком: "Сит даун, плиз". Белых уважали... Автобус проехал мимо каких-то ангаров, свернув налево, потом направо, преодолел железнодорожный мост и остановился у покосившейся будки с полуободранным портретом ланкийской президентши. "Слей-Айленд", - объявил водитель. "Остров рабов, - подумал я. - Интересно", - и выпрыгнул наружу. Кроме меня, из автобуса никто не вышел. Местечко соответствовало своему названию. Вдоль улицы шириной в раскинутые руки теснились лачуги из картонных коробок и старых мешков. Тощая корова грызла кукурузный початок.
Возле колонки, распустив черные волосы, совсем юная девушка поливала себя мутноватой водой. Рядом стоял ее папа или муж и чистил зубы указательным пальцем руки. Тут же детишки пинали ногами тыкву. Банановую кожуру обнюхивала собака, процессу сопереживала сидящая у нее на спине ворона. При моем появлении люди, звери и птицы застыли как вкопанные. Только голый по пояс хозяин местной продуктовой лавки зазывно махал и подмигивал. Слово "лавка" имеет здесь буквальный смысл - весь его нехитрый товар был разложен на кривоватой скамейке. По-английски продавец знал только "да" и "нет". Среди продуктов стояла средних размеров бутылка с нарисованным на этикетке кокосом. Я показал рукой на бутылку и на всякий случай проговорил: "Вот ис ит, ферштейен, блин?" Торговец ударил себя по лбу, ткнул в бутылку, взъерошил прическу, почесал живот и развел руками: "Ноу блин, сэр, ноу!" Пришлось повторить вопрос. Ланкиец снова ничего не понял. Помог папа-муж. Он вынул изо рта палец и на русском языке почти без акцента произнес: "Это пищевое кокосовое масло"... Я почувствовал себя идиотом и удалился.
Дорога опять привела к храму - на этот раз буддийскому. Там как раз совершался ритуал поливания дерева Боддхи. Оно растет в каждом буддийском храме, обносится оградкой и украшается разноцветными флажками. Монахи в шафрановых одеждах с горшочками в руках ходили вокруг дерева, кропя его водой через равные промежутки времени. Мне тоже разрешили поучаствовать в церемонии орошения. После того как дерево полили, я просунул в ящик для пожертвований последний доллар и был записан в специальную книгу, куда вносятся имена астральных тел, за здоровье которых будут совершаться молитвы в течение будущей недели. ...Солнце клонилось к закату. А я уже целый час бродил по каким-то заброшенным рельсам, распугивая мартышек, живущих в заросших кустами вагонах. Начинался дождик.