![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Кирибати: ![]() ![]() Посетите заповедники Кирибати Приостановите время на Кирибати Город Бетио Город Баирики Атолл Абариринга Аноте Тонг - 4-ый президент Республики Кирибати Остров Тарава Наиболее густонаселенное место Кирибати - Остров Бетио Остров Табитеуеа Остров Беру Атолл Бутаритари Острова Лайн Атолл Табуаеран Остров Киритимати Остров Банаба |
Развод в местных традициях очень прост, что всегда было причиной конфликтов между островитянами и католической церковью. Обычно его совершают старейшины по взаимному согласию сторон, причем никакие взаимные обвинения разводящихся не одобряются - все должно быть оформлено уважительно и без скандалов. Прелюбодеяние, плохой уход друг за другом или трехлетнюю разлуку супругов считают вполне достаточными причинами для расторжения брака. Еще одна традиция - усыновление. Местные родителями совершенно бестрепетно передают своего ребенка на воспитание другим членам семейства или друзьям, а взамен усыновляют ребенка из другой семьи. Формально это способствовало налаживанию более тесных связей между кланами и, что в изолированных общинах маленьких островов немаловажно, препятствовала кровосмешению - настоящему бичу местного общества. Приемный ребенок наследовал землю своих приемных родителей как подтверждение акта усыновления и пользовался всеми правами члена принявшего его клана. Согласно обычаям, старший сын в семье получает наибольшую долю земли, но он же должен заботиться о своих родителях в старости. Пожилые люди обычно живут в семье сына или дочери, имея статус "тибу" (бабушка и дедушка). Долгожители расценивались как угодные духам и окружались еще большим почетом. Процедура распределения земли в наследство называется "те-катаутау" - возможные наследники собираются в доме главы семьи и обходят родительскую землю, в процессе чего им указываются их участки. Нередки и специальные договоренности между родителями, согласно которым дети разделены на две группы, одна из которых наследует землю отца, а другая - землю матери. Голова для местных жителей священна. "Сделай это, или я буду пороть твою голову!" - так звучит высшее по местным меркам оскорбление. Потребности в фактическом воздействии на голову нет - в таком случае достаточно пригрозить, ибо даже прикосновение к голове другого человека здесь недопустимо. Принимать что-то, пронося мимо головы хозяина чрезвычайно невежливо. Даже дети буквально столбенеют, стоит кому-либо протянуть руки к их голове (можно представить, какой ужас они испытывали в ходе традиционных христианских ритуалов). А прикосновение к голове старейшины - гарантированный скандал. "Манеаба" или "мванеаба" - общинный молитвенный дом, который обычно строится при основании деревни самым первым. Это прямоугольное в плане здание, опирающееся на высокие столбы и покрытое вместо стен соломенными циновками. "Манеаба" хорошо приспособлен к климату островов, в жару здесь прохладно, а в дождь - сухо. Строит молитвенный дом обычно старейшина, который обязан знать и помнить тысячи ритуалов, ибо сооружение "манеаба" сопровождается здесь уймой табу и обрядов. Сначала возводится каменный столб в центре северной стороны, затем такой же - в южной (стороны несколько отличаются друг от друга), затем возводится крыша и дверь (она обязательно должна быть низкой, чтобы никто не смог войти в здание, не поклонившись), и лишь затем стены облицовываются циновками. Рядом обязательно ставится "военное каноэ" племени, и точно так же, как и каноэ или сама деревня, каждый "манеаба" имеет свое собственное имя, традиции и индивидуальность.
| |||||||||
|