Эта гипотеза в значительной степени базируется на скелетном и культурном сходстве среди племён, проживающих в западной части Северной Америки и в определённых частях Латинской Америки. Возможно, что среди первых поселенцев Северной Америки были выходцы Дзёмон.
Инновационное генетическое картирование Кавалли-Сфорца продемонстрировало чёткое различие в частотах встречаемости гена в геноме в области вокруг Японского моря, особенно на Японском архипелаге, что отличает эти группы населения от других в остальной части Восточной Азии и большинства на американском континенте. Эта разница представлена как третье важнейшее генетическое движение (другими словами, третий основной компонент генетических различий) в Евразии (после Большого исхода с африканского континента, один клин которого нацелился на центр Аравии и прилегающие районы Ближнего Востока, а второй – в северные регионы Евразии и, в особенности, регионы Сибири, а оттуда – на юг), которое соответствовало раннему периоду Дзёмон или, возможно, даже произошло ещё раньше.
История
После первоначальных контактов с иммигрантами, на территории айнов постепенно стали распространяться крупные населённые пункты новичков. Когда японцы продвигались на север и брали под свой контроль территории айнов, последние часто сдавались без сопротивления, впрочем, ряд войн, в которых айны потерпели поражение, всё же прошёл – в 1457, 1669 и 1789 гг. К числу известных айнских восстаний относятся Мятеж Сякусяйна и Мэнаси-Кунасирская битва.
В период Мэйдзи японская политика стала всё чаще нацеливаться на ассимиляцию айнов – их язык была запрещён, ведение сельского хозяйства ограничено предоставляемыми правительством участками земли, а также айны могли наняться в качестве рабочей силы японскую рыболовную отрасль. Далее айны стали ещё больше изолироваться, поскольку японское правительство поощряло иммиграцию этнических японцев на Хоккайдо, плюс в то же время количество айнов стало сокращаться в связи с лишениями и болезнями, которые принесли с собой иммигранты.
Ранее, в течение периода Эдо, остров Хоккайдо назывался «Эдзо» или «Эдзо-ти» («Ezo-chi»), но во времена Реставрации Мэйдзи в рамках программы по «объединению» всех японцев под властью императора его название было изменено на привычное нам сейчас, что привело к уменьшению местной самобытности и сокращению автономии различных регионов Японии.
Как японские граждане, сейчас айны подпадают под действие японских законов и могут быть судимы японским судом, но в прошлом их дела находились в ведении наследственных старост (по три в каждой деревне), а в административных целях страна айнов разбивалась на три округа: Сару (Saru), Усу (Usu) и Исикари (Ishikari). Последние два округа находились в подчинении у Сару, хотя отношения между жителями не были тесными и смешанных браков избегали.
Трое вышеозначенных старост не обладали судебной властью – преступников судили всей общиной, причём смертной казни, равно как и тюремного заключения, не существовало. В качестве окончательного приговора вполне достаточным считали избиение. Тем не менее, в случае убийства преступнику отрезали нос и уши, а также разрезали сухожилия на ногах.
Смешанные браки между айнами и японцами активно поощрялись японским правительством в целях уменьшения вероятности дискриминации в отношении их потомков. Как следствие, многие айны в настоящее время неотличимы от соседей-японцев. В маленьких городках, однако, на юго-востоке и в регионе Хидака (Hidaka), в Нибутани (Nibutani), ещё можно встретить чистокровных айнов, а в Самбуцу (Sambutsu) в особенности можно встретить детей от таких браков.
После завоевания Сахалина Советским Союзом в 1945 г., с южной оконечности острова были депортированы 400 тыс. японских граждан. Айну депортации не подлежали, но предпочли перебраться в Японию, оставив свои исконные земли. Почему они это сделали – вопрос открытый до сих пор. По одной из версий их обманом заманили с собой японцы, наговорив, что скоро на эти земли придут страшные русские.
Сегодня многие айны не любят термины «айны», «айну», поскольку они используются с уничижительным значением, и предпочитают называть себя «утари», о чём говорилось выше. В официальных документах ни то, ни другое название не используется.
География
Айны распространялись по островам от Сахалина на севере до Курильских островов, а также на Хоккайдо и северном Хонсю, хотя некоторые включают в их круг расселения весь Хонсю и южную оконечность Камчатки.