США
США
Ботсвана
Ботсвана
Ирландия
Ирландия
Тайвань
Тайвань
Финляндия
Финляндия
Зимбабве
Зимбабве
Египет
Египет
Малави
Малави
Бурунди
Бурунди
Израиль
Израиль
Вануату
Вануату
ОАЭ
ОАЭ
Парагвай
Парагвай
Палестина
Палестина

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Ирак:

О стране
Все статьи


В Вавилоне

Колыбель цивилизаций

К развалинам Вавилона

В гости к пророкам

Эрбиль

Отдых в Ираке

За нашу и вашу свободу...

Ирак во мраке

Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно

Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке

Религия Ирака

История ядерной программы Ирака

Пятилетка демократизации Ирака

Вместе взять измором

Свобода не дается даром


Ирак - В чреве города

В чреве города

  

Подраздел: Cтатьи об Ираке | Ирак
Страницы: 12345

В Багдаде несколько крытых рынков, но самый старый и известный —Сук ас-сарай. Под его многокупольной крышей вот уже несколько веков шумит пестрая толпа, разбиваясь на ручейки, разливаясь по многочисленным переулкам, тупикам, лавкам.

Чтобы попасть на Сук ас-сарай, находящийся на левом берегу Тигра в старом квартале города, лучше всего перейти реку по мосту Джиср ашшухада — мосту Павших героев. Слева от моста находится ансамбль административных зданий, построенных еще турками. Эти здания называются по-турецки сарай, то есть дворец, они-то и дали название соседнему рынку.

Сук ас-сарай состоит из нескольких специализированных линий. Здесь есть ряд обувщиков — сук аль-ахзия, ряды торговцев тканями — сук аль-баззазин, линия, где торгуют местными коврами — сук аз-завали, ряд медников и жестянщиков — сук ас-сафафир, целая линия торговцев готовым платьем — сук аль-либас. В специально отведенных местах сидят менялы со своими стеклянными ящичками, в которых аккуратной стопкой сложены иракские динары, иранские и саудовские риалы.

На центральной линии, называемой сук аль-харда-ват, что можно условно перевести как рынок тысячи мелочей, продаются пуговицы, духи, зеркала, нитки, ленты, тесьма, расчески, мочалки из пенькового и пальмового волокна, мыльницы и другие мелочи.

Лавируя в живописной толпе, я пробираюсь в глубь рынка. Навстречу идут иракские женщины. Одной рукой они поддерживают спадающую черную абаю, закрывающую европейское платье и модные туфли, а другой рукой выразительно объясняют друг другу достоинства и недостатки только что приобретенной вещи. Жесты в Багдаде весьма красноречивы, ими можно сказать многое. Я был свидетелем, как сидевший за рулем шофер идущей впереди автомашины, выставив в открытое окно левую руку, жестами отругал нашего шофера, пытавшегося обогнать его в недозволенном месте.

Рынок в БагдадеГорластые мальчишки, снующие по всему рынку, продают расчески, вешалки, бельевые защепки, одеколон. Гору солнечных апельсинов, уложенных на широкую тележку с весами, толкает перед собой невозмутимый крестьянин. Его трехколесная тележка широка, ее края задевают прохожих, и торговцу вслед летят проклятия и ругательства. Медленно переваливаясь на пружинистых ногах бредут по проходам носильщики с огромными ящиками и тюками на спинах. Они появляются откуда-то из боковых проходов, ведущих в многочисленные, скрытые от глаз ханат — торговые склады. Носильщиками на багдадских базарах, как правило, работают курды, одетые в специальные войлочные стеганные куртки «мандар» с плотной подушкой на спине. Согнутые в три погибели, они лишь выдыхают: «Тарик! Тарик! — Дорогу! Дорогу!» Ноши некоторых из них настолько велики и тяжелы, что кажется, подогнись ноги, и огромный ящик раздавит носильщика в лепешку.

Под сводами крытого рынка горят голубоватые неоновые лампы, все предметы, освещенные ими, меняют свои тона. В воздухе стоит крепкий запах кожи и восточных благовоний. В некоторых лавках курятся голубоватым удушливым дымком тонкие черные палочки — бухура.

Сразу же за обувным рядом находится небольшая площадка — сук аль-харадж, на ней периодически устраивается аукцион по распродаже старых, подержанных вещей. Во время аукциона стоит страшный шум и галдеж. Сук аль-харадж уже стало понятием нарицательным — так называют теперь в Багдаде все шумные места.

Несколько ступенек с площадки аукциона ведут вниз к широким воротам знаменитой духовной школы, построенной халифом Мустансиром в первой половине XIII века. Этот аббасидский правитель, выделявшийся любовью к искусству и наукам, пожертвовал, по свидетельству историков, 700 тысяч золотых динаров на строительство школы.

Первое, что поражает посетителя, переступившего порог учебного заведения,— тишина. Бурлящий рынок, резкие выкрики торговцев, зазывающих покупателей, остаются за порогом, и ты попадаешь в совершенно другой мир, где царят тишина и покой, располагающие к раздумьям и философскому созерцанию.

Иракцы не без основания считают это учебное заведение первым в мире университетом, ибо здесь кроме духовных дисциплин изучали арабскую филологию, философию, грамматику, стихосложение, арифметику, алгебру, механику и медицину. В библиотеке школы Мустансира насчитывалось 80 тысяч томов рукописных книг, привезенных в Багдад со всех концов Аббасидского халифата. В период расцвета школы в ней занималось полтораста студентов.

Монголы, захватившие и разграбившие в 1258 году Багдад, пощадили известную школу и даже способствовали ее дальнейшему расцвету, привозя в кандалах из всех завоеванных стран мусульманских проповедников и ученых. Однако Тамерлан, взявший Багдад в 1392 году, нанес первый удар по его духовным сокровищам.

 Страницы: 12345

С этой статьей об Ираке также читали:

  Общество Ирака

  Война только начинается...

  Вместе взять измором

  Иракский эндшпиль

  Улицы разбитых жизней

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU