![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: ![]() ![]() В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
В Багдаде несколько крытых рынков, но самый старый и известный —Сук ас-сарай. Под его многокупольной крышей вот уже несколько веков шумит пестрая толпа, разбиваясь на ручейки, разливаясь по многочисленным переулкам, тупикам, лавкам. Чтобы попасть на Сук ас-сарай, находящийся на левом берегу Тигра в старом квартале города, лучше всего перейти реку по мосту Джиср ашшухада — мосту Павших героев. Слева от моста находится ансамбль административных зданий, построенных еще турками. Эти здания называются по-турецки сарай, то есть дворец, они-то и дали название соседнему рынку. Сук ас-сарай состоит из нескольких специализированных линий. Здесь есть ряд обувщиков — сук аль-ахзия, ряды торговцев тканями — сук аль-баззазин, линия, где торгуют местными коврами — сук аз-завали, ряд медников и жестянщиков — сук ас-сафафир, целая линия торговцев готовым платьем — сук аль-либас. В специально отведенных местах сидят менялы со своими стеклянными ящичками, в которых аккуратной стопкой сложены иракские динары, иранские и саудовские риалы. На центральной линии, называемой сук аль-харда-ват, что можно условно перевести как рынок тысячи мелочей, продаются пуговицы, духи, зеркала, нитки, ленты, тесьма, расчески, мочалки из пенькового и пальмового волокна, мыльницы и другие мелочи. Лавируя в живописной толпе, я пробираюсь в глубь рынка. Навстречу идут иракские женщины. Одной рукой они поддерживают спадающую черную абаю, закрывающую европейское платье и модные туфли, а другой рукой выразительно объясняют друг другу достоинства и недостатки только что приобретенной вещи. Жесты в Багдаде весьма красноречивы, ими можно сказать многое. Я был свидетелем, как сидевший за рулем шофер идущей впереди автомашины, выставив в открытое окно левую руку, жестами отругал нашего шофера, пытавшегося обогнать его в недозволенном месте.
Под сводами крытого рынка горят голубоватые неоновые лампы, все предметы, освещенные ими, меняют свои тона. В воздухе стоит крепкий запах кожи и восточных благовоний. В некоторых лавках курятся голубоватым удушливым дымком тонкие черные палочки — бухура. Сразу же за обувным рядом находится небольшая площадка — сук аль-харадж, на ней периодически устраивается аукцион по распродаже старых, подержанных вещей. Во время аукциона стоит страшный шум и галдеж. Сук аль-харадж уже стало понятием нарицательным — так называют теперь в Багдаде все шумные места. Несколько ступенек с площадки аукциона ведут вниз к широким воротам знаменитой духовной школы, построенной халифом Мустансиром в первой половине XIII века. Этот аббасидский правитель, выделявшийся любовью к искусству и наукам, пожертвовал, по свидетельству историков, 700 тысяч золотых динаров на строительство школы. Первое, что поражает посетителя, переступившего порог учебного заведения,— тишина. Бурлящий рынок, резкие выкрики торговцев, зазывающих покупателей, остаются за порогом, и ты попадаешь в совершенно другой мир, где царят тишина и покой, располагающие к раздумьям и философскому созерцанию. Иракцы не без основания считают это учебное заведение первым в мире университетом, ибо здесь кроме духовных дисциплин изучали арабскую филологию, философию, грамматику, стихосложение, арифметику, алгебру, механику и медицину. В библиотеке школы Мустансира насчитывалось 80 тысяч томов рукописных книг, привезенных в Багдад со всех концов Аббасидского халифата. В период расцвета школы в ней занималось полтораста студентов. Монголы, захватившие и разграбившие в 1258 году Багдад, пощадили известную школу и даже способствовали ее дальнейшему расцвету, привозя в кандалах из всех завоеванных стран мусульманских проповедников и ученых. Однако Тамерлан, взявший Багдад в 1392 году, нанес первый удар по его духовным сокровищам.
| |||||||||
|