![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Трудно сказать, чем больше притягивает к себе миллионы людей Тадж-Махал – романтической историей любви, коварства и смерти или своим совершенством. Несомненно, это лучший образец индо-мусульманского стиля в архитектуре. Недаром название его переводится как "Венец дворца". Нельзя сказать, что этот памятник возник на пустом месте. Столь совершенное творение было бы невозможным, если бы ему не предшествовал длительный период синтеза индийской, арабской, персидской и тюркской традиций зодчества. Одним из предшественников Тадж-Махала исследователи называют гробницу второго императора из династии Великих Моголов Хумаюна. Ее возвели в Дели столетием раньше, в середине XVI века.
Беломраморный мавзолей с четырьмя минаретами по углам – главный, но не единственный элемент архитектурного ансамбля Тадж-Махала. Помимо самой гробницы в него входят построенная из красного песчаника мечеть, строго симметричное ей здание для именитых гостей, прямоугольный сад, разделенный прудами и каналами на четыре зоны (чар баг или "четыре сада" – традиционный прием персидской парковой архитектуры) и наконец окружающая парк стена из красного песчаника с воротами. Створки дверей были сделаны из серебра, но их давно украли. Сейчас на территорию парка входят через ворота, сделанные из меди. По краям парковых водоемов высажены кипарисы – символ скорби в исламе (как, впрочем, и в христианстве, и в представлении древних римлян). Симметрия в ансамбле Тадж-Махала соблюдается безукоризненно. Само здание усыпальницы (высота – 74 м) являет собой почти правильный куб со срезанными углами. Он покоится на квадратной беломраморной террасе, которая в свою очередь лежит на основании из красного песчаника. Четыре минарета по углам по назначению не используются: гробница – не мечеть, и муэдзин не взбирается на них, чтобы призвать верующих на молитву. Они добавлены исключительно из соображений симметрии.И даже здание для именитых гостей выстроено с единственной целью: чтобы у мечети, расположенной слева от усыпальницы, была симметричная пара. Здание так и называется – джаваб, по-арабски "ответ". Единственный элемент, нарушающий строгую симметрию, – надгробие Шах-Джахана. Оно и понятно: мавзолей строился для Мумтаз-Махал, ее надгробие располагается строго посередине усыпальницы. Шах-Джахана похоронили уже значительно позднее, его надгробие просто поставили рядом.
Сквозь ажурные решетки окон пространство гробницы заливает солнечный свет. Он озаряет кенотаф Мумтаз-Махал практически все светлое время суток. Надгробие Шах-Джахана стоит ближе к стене, и лучи солнца падают на него лишь изредка. Главный купол усыпальницы – двойной: внешний, увенчанный шпилем, подчеркивает совершенство пропорций здания, а внутренний купол придает интерьеру мавзолея завершенность. Практически все стены усыпальницы инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями. Черным мрамором выложены цитаты из Корана. А для прекрасных цветочных и геометрических узоров использовались агат, сердолик, лазурит, оникс, бирюза, янтарь, яшма, кораллы, разные виды кварца и мрамора. Сочетание монументальности огромного сооружения с тончайшей отделкой заставило окружающих говорить, что строить Тадж-Махал начинали великаны, а заканчивали – ювелиры. В 2004 году вся Индия отмечала 350-летие завершения строительства Тадж-Махала. В торжествах приняли участие сотни тысяч человек. Однако масштабность этого юбилея не только не заслонила, а даже подчеркнула проблемы, которые накапливались столетиями. С особенной остротой они проявились в последние годы. Как ни печально, но сегодня ученые все чаще говорят об угрозе разрушения, а то и полного исчезновения этого великого памятника истории и архитектуры.
| |||||||||
|