![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Такое знание, по мнению Шанкары, достигается с помощью джняна-йоги (jnana-yoga), то есть йоги знания. Индийские философы обычно считают, что помимо йоги знания две другие йоги, а именно бхакти-йога (bhakti-yoga), то есть йога поклонения божеству, и карма-йога (karma-yoga), то есть йога действия, если верно им следовать, способны привести к одной и той же цели, а именно к мокше. Однако Шанкара утверждает, что существует иерархия этих разновидностей йоги, и, поскольку высшая цель заключается в постижении Брахмана, то джняна-йогу он считает самой высшей. По его мнению, поклонение Богу, следование нравственным нормам и подчинение всех своих действий Богу, несомненно, полезны, но они ещё не ведут к постижению Брахмана, то есть к высшей цели человека. Изучение текстов веданты устраняет неведение. Однако, прежде чем приступать к их изучению, необходимо соответствующим образом подготовить ум. Шанкара определяет четыре требования, необходимые ученику в этом процессе: 1) нужно научиться различать между видимостью и реальностью, между миром и Брахманом; 2) надлежит отказаться от стремления к наслаждениям и удовольствиям, то есть оставить все мирские желания; 3) следует развивать такие качества, как отрешённость, терпение и способность к сосредоточению; 4) необходимо иметь сильное желание достичь мокши. Когда ум подготовлен, ученик приступает к изучению текстов под руководством гуру, который постиг Брахмана. Такое изучение включает три строки: 1) выслушивание наставлений учителя, 2) понимание этих наставлений через рассуждения, пока все сомнения не исчезнут и не придёт интеллектуальная убеждённость в истинности того, чему учит гуру, и 3) практика постоянной медитации. Не следует здесь недооценивать важности медитационной практики. Интеллектуальные убеждения могут измениться: они не постоянны. Их следует преобразовать так, чтобы он стали частью непосредственного восприятия. Постоянная медитация на такие великие речения упанишад, как "ты еси Брахман", приводит к осознанию того, что "я есмь Брахман". Таким образом ученик приходит к непосредственному восприятию Брахмана.
Мокша — это высшая цель; освобождённый человек — идеал общества, и его жизнь достойна подражания. Достигнув мокши, человек помогает другим достичь той же цели и ведёт их в верном направлении. Труд вполне совместим с мокшей; жизнь освободившегося человека вовсе не пассивна, как можно было бы предположить. Служение людям вполне согласуется с высшей целью, с мокшей. Сам Шанкара следовал этому идеалу, и другие философы-ведантисты шли по тому же пути.
| |||||||||
|