Аргентина
Аргентина
Суринам
Суринам
Оман
Оман
Франция
Франция
Грузия
Грузия
Литва
Литва
Мартиника
Мартиника
Танзания
Танзания
Куба
Куба
Кипр
Кипр
Гондурас
Гондурас
Австралия
Австралия
Свазиленд
Свазиленд
Испания
Испания

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Индия:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Индия: страна, где сбываются мечты

Яма, нияма, асана, пранаяма*

Родина слонов. Индия

Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика

Чего не стоит делать в Индии

Туристический рай на Гоа

Традиционный индийский наряд невесты

Магия и величие Гималаев

Ченнай-Мадрас

Столица княжества Хайдерабад

Ворота провинции Раджастан

Сариска

Чудесные Раджастанские заповедники

Музей раджи Келкара

Пондичери


Индия - Терпимость по отношению к йоге и буддийскимколам

Терпимость по отношению к йоге и буддийскимколам

  

Подраздел: Cтатьи об Индии | Индия
Страницы: 1

ХарибхадраНаиболее оригинальные мысли Харибхадры содержатся в двух его санскритских трактатах о йоге: "Йога-дришти-самуччая", то есть "Собрание взглядов на йогу", и "Йога-бинду", то есть "Капля йоги" В первом из них Харибхадра предпринимает сравнительный анализ четырёх школ йоги и приравнивает различные ступени духовного развития к четырнадцати ступеням этого процесса, признаваемым джайнизмом. Обращаясь к восьмизвенной йоге Патанджали, он вырабатывает собственную схему йоги, часто обращаясь к образам женских божеств, популярных в его эпоху. Восьми ступеням у Харибхадры даются следующие имена: Митра (Mitra), то есть Дружественная; Тара (Tara), то есть Спасительная; Бала (Bala), то есть Сильная; Дипра (Dipra), то есть Блистательная; Стхира (Sthira), то есть Стойкая; Канта (Kanta), то есть Обаятельная; Прабха (Prabha), то есть Сиятельная; и Пара (Para), то есть Высшая (йога). Затем эти ступени соотносятся ещё с двумя системами йоги. Одна из них приписывается Бхаданте Бхаскаре (Bhadanta Bhaskara) и, видимо, является буддийской по происхождению, если судить по тому, как широко в ней используется негативная терминология. Другая приписывается Бандху Бхавадатте (Bandhu Bhavadatta): она, судя по имени её создателя и по её явно индуистской терминологии, восходит, вероятно, к вишнуитскому индуизму.

Харибхадра отмечает, что он поддерживает множественность взглядов на высшую реальность, утверждая, что "Её называют разными именами — Садашива (Sadasiva), Парабрахма (Parabrahma), Сиддхатма (Siddhatma), Татхата (Tathata), — но значение у всех этих слов одно и то же".

И всё же Харибхадра критикует некоторых йогов, которые, по его словам, ищут мирских удовольствий и "преданы суете, мимолётным наслаждениям и жестокости". Неоднократно он приводит простые параллели между первыми ступенями йоги и началами джайнского учения об освобождении, давая понять, что высшие ступени йоги тоже ведут к состоянию кайвалья (kaivalya), высшей цели джайнизма.

Помимо того, что Харибхадра определённо принимает основные буддийские идеи в "Йога-дришти-самуччайе", он хвалит буддизм в трактате "Йога-бинду". По его словам, почитания достоин всякий великий человек, в том числе Будда. Он утверждает, что любой дар, поднесённый великому человеку, создаёт заслугу и приравнивает буддийских бодхисаттв к последователям джайнизма. Харибхадра даже полагает, что сострадание, свойственное бодхисаттвам, может превратить их в тиртханкаров, то есть вероучителей джайнизма. Будду он называет махамуни (mahamuni), то есть Великим Мудрецом.

В общем можно сказать, что Харибхадра был сложной фигурой. Его многочисленные труды показывают, что он был широко начитан и (вопреки позднейшим легендам, повествующим о его стычках с буддийскими монахами), видимо, охотно выслушивал и обдумывал положения, высказанные мыслителями других традиций. Его преданность поиску истины и уважение ко взглядам других делают самого Харибхадру образцом джайнской концепции анеканта-вады (anekantavada), то есть "учения о многосторонности", признающей сложность человеческой мысли и её зависимость от положения мыслителя. Терпимость Харибхадры ко взгдядам других может рассматриваться как проявление основной заповеди джайнизма — ненасилия (ахимса).

Кристофер Ки Чэппл

 Страницы: 1

Перепубликация с www.bharatiya.ru


С этой статьей об Индии также читали:

  Комплекс Каджурахо

  Молочные реки, кокосовые берега

  На семи реках

  Шимла

  Золотой храм сикхов

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU