![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Харибхадра отмечает, что он поддерживает множественность взглядов на высшую реальность, утверждая, что "Её называют разными именами — Садашива (Sadasiva), Парабрахма (Parabrahma), Сиддхатма (Siddhatma), Татхата (Tathata), — но значение у всех этих слов одно и то же". И всё же Харибхадра критикует некоторых йогов, которые, по его словам, ищут мирских удовольствий и "преданы суете, мимолётным наслаждениям и жестокости". Неоднократно он приводит простые параллели между первыми ступенями йоги и началами джайнского учения об освобождении, давая понять, что высшие ступени йоги тоже ведут к состоянию кайвалья (kaivalya), высшей цели джайнизма. Помимо того, что Харибхадра определённо принимает основные буддийские идеи в "Йога-дришти-самуччайе", он хвалит буддизм в трактате "Йога-бинду". По его словам, почитания достоин всякий великий человек, в том числе Будда. Он утверждает, что любой дар, поднесённый великому человеку, создаёт заслугу и приравнивает буддийских бодхисаттв к последователям джайнизма. Харибхадра даже полагает, что сострадание, свойственное бодхисаттвам, может превратить их в тиртханкаров, то есть вероучителей джайнизма. Будду он называет махамуни (mahamuni), то есть Великим Мудрецом. В общем можно сказать, что Харибхадра был сложной фигурой. Его многочисленные труды показывают, что он был широко начитан и (вопреки позднейшим легендам, повествующим о его стычках с буддийскими монахами), видимо, охотно выслушивал и обдумывал положения, высказанные мыслителями других традиций. Его преданность поиску истины и уважение ко взглядам других делают самого Харибхадру образцом джайнской концепции анеканта-вады (anekantavada), то есть "учения о многосторонности", признающей сложность человеческой мысли и её зависимость от положения мыслителя. Терпимость Харибхадры ко взгдядам других может рассматриваться как проявление основной заповеди джайнизма — ненасилия (ахимса). Кристофер Ки Чэппл
Перепубликация с www.bharatiya.ru
| |||||||||
|