![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
В третьей и четвёртой главах карик Гаудапада пытается показать нереальность внешнего мира, прибегая к аналогии со впечатлениями во сне. Объекты сна нереальны: просыпаясь, человек ясно осознаёт это. Объекты, являющиеся во сне, стоят на одной доске с ошибками восприятия, происходящими в состоянии бодрствования. Так, верёвку можно принять за змею. Однако до тех пор, пока длится это ложное восприятие, оно достаточно сильно, чтобы казаться реальным и нагнать страх на человека, переживающего этот опыт. Таким образом, и бодрствование, и сновидение одинаково реальны с относительной точки зрения и одинаково нереальны с точки зрения истины. Когда занимается заря истинного знания, человек понимает, что змея была лишь иллюзией. Подобным образом впечатления от сновидений реальны до тех пор, пока длится сон. Однако, возвращаясь к состоянию бодрствования, человек осознаёт нереальность объектов, виденных им во сне. Иными словами, всё то, что имеет начало и конец, для Гаудапады нереально. Со своей стороны реальное есть, было и будет. Реальное не подвержено переменам. Недвойственный дух — единственная реальность, а мир объектов иллюзорен. Если это так, то возникает вопрос: как и почему создаётся мир иллюзорной видимости? По мысли Шанкары, этот мир создаётся майей. Однако в философии Гаудапады слово майа лишено строгих коннотаций: оно используется в нескольких смыслах. Оно выражает 1) необъяснимость связи между атманом и миром; 2) силу природы или Бога и 3) мнимый характер мира. Гаудапада утверждает, что мир является манифестацией Бога, выражением его могущества. "Господь-Атман вымысливает себя чрез себя самого благодаря собственной майе" (Гаудапада, Мандукья-карики, гл. II). В этом контексте майа означает чудотворную силу Бога; она неотделима от атмана. Майа создаёт мировую иллюзию; майа обусловливает реальность и проецирует её в виде мира явлений. Реальность, обусловленная таким образом, называется Ишварой (Isvara), то есть "Господом", или низшим Брахманом. Бог — это и материальная, и действенная причина мира. В соответствии с этим Гаудапада отвергает пять других объяснений творения: 1) мир — это манифестация искусности Бога; 2) мир — это манифестация воли Бога; 3) мир, как и всё остальное, движется во времени; 4) мир создан для удовольствия Бога и 5) мир существует ради забавы Бога. Гаудапада отвергает все эти возможности, поскольку для него мир представляет собой манифестацию природы Бога. Объяснение творения, данное выше, не следует понимать так, будто мир реален и реально создан. Главное учение Гаудапады — это аджати-вада (ajativada), то есть "учение о несотворённости". С негативной стороны оно утверждает, что мир явлений никогда не был создан: он лишь кажется созданным. С позитивной стороны это значит, что реальное не может быть создано. Реальное существует само по себе; оно не рождается и не умирает.
Перепубликация с www.bharatiya.ru
| |||||||||
|