![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Азербайджан: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Баку - восточная сказка Азербайджанский Баку – европейский город с азиатскими традициями Государственное устройство Природные красоты Азербайджанские прелести Фантазия по-азербайджански Национальные особенности Деньги Азербайджана В Азербайджане не хватает отелей В Азербайджане прошел международный фестиваль «Global Village» В Азербайджане пройдет международная археологическая конференция Азербайджан привлечет туристов собственным "раем" Экскурсия по окрестностям Баку Барда В Азербайджане нельзя получить перевод Western Union |
Следует отметить, что Абу Наср ал-Фараби в свое время описывал хорасанский и багдадский, а Абд ал-Кадир Марата — ширванский и турецкий виды танбура. Также известны его могодская, афганская, иранская и индийская разновидности. Различные по конструкции рубабы в наши дни встречаются в Таджикистане, Узбекистане, Северо-Западном Китае (область Синьцзянь), Иране (Систанская область), Пакистане, Индии (штаты Джамму и Кашмир) и Афганистане. И, в зависимости от места распространения, они называются соответственно афганским, кашгарским, дуланским, памирским, шугнанским рубабами и т.д. В частности, в средневековом Азербайджане бытовал кашгарский рубаб.
В письменных источниках и памяти народной сохранились имена изобретателей музыкальных инструментов, и также тех, кто их совершенствовал: Платон, Фараби, Ибн Сина, Сафиаддин Урмави, Абд ал-Кадир Мараги, Т.Бём, С.Эрар, А.Сакс, Мирза Садыг Асад оглы и др. В связи с этим, примечательна история усовершенствования тара. Хотя его создание связывается с именем Абу-Насра ал-Фараби (родом из Туркестана) этот инструмент, начиная с XVII в., применялся, в основном, на территории Ирана и Азербайджана. Несмотря на то, что к его пяти струнам шестую добавил известный иранский таризан (исполнитель на таре) Дервиш Хан, свое широкое распространение тар получил только после коренной реконструкции, осуществленной выдающимся азербайджанским таризаном Мирза Садыгом Асад оглы (1846-1902). Он не только увеличил число струн до одиннадцати, точно зафиксировал 22 ладка на грифе, но самое главное, изменил форму корпуса, тем самым уменьшил его вес. Благодаря этому стало возможным держать инструмент во время игры на груди, а не на коленях, как раньше. Это позволило значительно улучшить технические возможности тара. Именно после реконструкции тара в Азербайджане выросли замечательные таризаны, прославившиеся далеко за пределами страны. Усовершенствованный инструмент, известный среди народных масс как "азербайджанский тар", быстро распространился в Иране, Восточной Анатолии (Турция), Грузии, Армении, Дагестане, Туркмении, Узбекистане и Таджикистане.
В задачи нового поколения исследователей-музыковедов входит сохранение и восстановление забытых народных музыкальных инструментов, созданных нашими предками, более тщательное и объективное изучение различных аспектов инструментария. Естественно, нужно содействовать стремлению мастеров-изготовителей и музыкантов создавать новые музыкальные инструменты, помогать им в улучшении качества звука и нахождения новых тембров, наряду со старинными музыкальными инструментами для передачи слушателям всех нюансов различных жанров народной музыки. Саадет Абдуллаева
Перепубликация с www.azeri.ru
| |||||||||
|