|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Литва: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Отдых на Немане Зимний отдых в Литве Зарасай Бирштонас Неринга Паневежис Несколько слов об истории Литвы Экономика Литвы Знаменитости Литвы Погода в Литве Кухня Литвы Съедобный цеппелин Литовские аэропорты Праздник весны по-литовски Йонинес |
На протяжении многих столетий в литовской народной архитектуре исключительно важное место занимали материальные духовные памятники – часовенки, столбы с часовенками, кресты. Архитектура малых форм служила духовному обогащению народа. Особенно распространённым было скульптурное Распятие из дерева, изображающее скорбящего Христа. Называлось оно придорожным Иисусом (по-литовски rūpintojėlis - заботящийся скорбящий попечитель). Этнографы предполагают, что традиция создания деревянных памятников (божков) – это результат слияния католической веры с литовской этнической культурой. Скульптуры святых можно рассмитривать и как канонические объекты веры, и как способ мышления народа, связанный с его образом жизни, обычаями, семейными традициями. Земля крестов. Мемориальные памятники литовцы обычно устанавливали в честь важных семейных событий и значительных происшествий в жизни сельской общины, прихода, нации. Их устанавливали в усадьбах, костёлах, на погостах, у дорог, на берегах рек – везде, где они хорошо были видны прохожим и проезжим, а также в тех местах, где происходили какие-либо значительные события. Особенно много таких памятников было в Жемайтии. В начале ХХ века кресты и столбы с часовенками можно было встретить через каждую сотню метров. И во всей Литве их было так много, что её называли землёй крестов. Эти памятники придавали особый, неповторимый настрой литовскому пейзажу – поэтичность и сакральность. Мастера народной скульптуры находили прототипы в храмовом искусстве. Из религиозной тематики они выбирали те сюжеты, которые в наибольшей мере соответствовали быту земледельца, историческим и общественно-политическим событиям, важным юбилейным датам. Временные периоды их популярности совпадали с крепостным игом, гнётом царской России, трагическими событиями восстаний 1831 и 1863 годов, запретом литовской печати. Христос скорбел, обратив вопрошающий взор к небесам, земле и человеку на ней, деревенская сельская Мадонна держала на руках убиенного сына, как тогдашняя мать молодого повстанца или партизана. Святая Анна учила ребёнка читать по книге, как это происходило в годы запрета на литовскую печать, Св. Георгий пронзал копьём дракона, который символизировал надвигавшихся на страну чужеземцев, а св. Флориан тушил пылающие строения. В скульптурах, изображавших популярных в народе святых, заметны попытки мастеров индивидуализировать и психологизировать выражения лиц святых. В них нетрудно было распознать типаж местных жителей, или костюм данного региона – крестьянскую одежду и клумпы. Семейные реликвии. Довольно часто скульптурки святых попечителей на крестах, в часовенках, устанавливались семьями в ознаменование радости или в память о постигшем семью горе. Ими украшали дома, их ставили на могилах и местах трагической гибели близких. Появлялись они в честь рождения долгожданного ребёнка или других жизненных удач, а также в знак исполнения обетов. Природу и землю литовский крестьянин воспринимал как живой организм, питающий и очищающий его. По этой причине в своем жизненном круге он придерживался определённых правил, обязательных перед началом полевых работ, выгоном скота, при входе в дом или в деревню, во время свадьбы, проводов, похорон. Таким образом, он как бы переносил храм на лоно природы, где, обращаясь к святым, чувствовал себя спокойным, сильным, умиротворённым. Святые были для него олицетворением всего, чем природа мыслит, слышит и воздаёт. Неудивительно, что со своими деревянными попечителями литовцы расставались с трудом. Скульптуры святых они скорее сжигали, нежели отдавали или продавали. Они не хотели, чтобы их дом покинули суверенность и тайна, доверенные святому, оберегающему чистоту и незыблемость их домашнего очага.
Перепубликация с www.countries.ru
| |||||||||
|