|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Кирибати: О стране Все статьи Посетите заповедники Кирибати Приостановите время на Кирибати Город Бетио Город Баирики Атолл Абариринга Аноте Тонг - 4-ый президент Республики Кирибати Остров Тарава Наиболее густонаселенное место Кирибати - Остров Бетио Остров Табитеуеа Остров Беру Атолл Бутаритари Острова Лайн Атолл Табуаеран Остров Киритимати Остров Банаба |
Большинство жителей Кирибати все еще живет в домах, построенных по тому же принципу, что строили 600-700 лет назад, все еще говорит на своем древнем языке, использует многовековые навыки лова рыбы, постройки каноэ, приготовления пищи, поет древние песни и танцует те же танцы, что танцевали их пращуры. Деревенская жизнь на любом из атоллов, несмотря на туристов, парусный спорт, христианство и долгое британское владычество, сохранили присущие этому гордому народу традиции и обычаи. И тем не менее, в последнее время страна все более и более поворачивается к западной цивилизации, принимая не только внешние атрибуты и организации, но и активно встраивается в мировую экономику. Кирибати стоит на распутье и кто знает - сохраниться ли её аутентичность и своеобразие в ближайшее время, или исчезнет под напором безжалостных культур как Старого, так и Нового Света. Жители островов Гилберта - одни из самых гордых, сдержанных и вежливых в большой семье тихоокеанских народов. Потомки смелых покорителей Великого океана, они навсегда впитали в свою кровь уважение и понимание этого безбрежного водного пространства. Это прекрасные мореходы, до сих пор покрывающие на своих каноэ расстояния в тысячу морских миль только ради того, чтобы повидаться с родственниками, живущими на других островах. Это прекрасные рыбаки, которые владеют такими навыками и приемами, которые были неведомы европейцам. Это очень набожные люди, умеющие совмещать христианские догматы и вековую веру своих предков, до сих пор верящие в колдовство ("табунеа") и духов ("анти"), и особенно трепетно относящиеся к заповедям предков. Многие европейцы считают их крайне ленивыми и неспособными выполнять какую-либо сложную работу. Отчасти это так - заставить выполнить что-то местного жителя попросту невозможно, а различные механические работы они на дух не переносят. Однако стоит поглядеть, как и-кирибати обращаются с каноэ или рыболовными снастями, как мнение о них сразу меняется. Просто островитяне не терпят принуждения и работы из-под палки, а живут по своему внутреннему графику, который совершенно не совпадает с раз и навсегда распланированным распорядком европейцев. Традиционно, кроме земли, подавляющее число жителей Кирибати имеют в собственности очень немного вещей, буквально самый минимум. К собственности и-кирибати относятся обычно каноэ, оружие, топор, посуда, противомоскитная сеть, циновки и... и все! Зато земля считается высшей ценностью, дарованной человеку. Согласно местным традициям земля не может быть отдана, продана или подарена другому человеку, она просто не может принадлежать тому, у кого нет дарованного предками или богами права на неё. Поэтому, как считают, здесь всегда были редки войны и междоусобицы, никогда не могли возникнуть коллективные хозяйства и большие поселения. До сих пор всякие операции с землей запрещены местной юридической системой, лишь тяжкие преступления перед всей общиной могут караться отторжением земли. Землю можно только передать по наследству, и то только близкому родственнику. А вот здания и сооружения не имеют почти никакой цены - они быстро приходят в упадок и так же быстро восстанавливаются. Клан ("уту") - основа местного общества. Люди каждой деревни ("каинга") считали и считают всех членов "уту" своими братьями и сестрами. Глава семьи или старейшина - самый уважаемый член общества, его "руководитель" и хранитель традиций. Настоящих вождей здесь никогда не было и нет до сих пор - согласно местным традициям ни один человек не может навязывать свою волю и свое мнение другому, чем бы это не объяснялось. Обычно лидерство в поселении ("кааинга") принадлежит самому старому мужчине, которого зовут "батуа", "атун-те-каинга" (глава поселения) или "те-икаваи" ("старый"). Старейшины ("унимане") руководят всеми крупными начинаниями общины - будь то строительство нового "манеаба" или отселение какой-то семьи на новое место. Они же закладывают первый камень (или в местных условиях - столб) в основание стоящихся зданий ("мвенга" или "текатека"), они отвечают за передачу традиций и навыков молодежи, они же решают спорные вопросы. Наибольшим почетом пользуется самый старый потомок основателя деревни. Старейшина организовывал распределение работ и общее руководство пределах поселения, представлял его в деловых отношениях с другими "каинга" в районе. Он, например, устраивал браки и усыновления, вел переговоры с другими кланами, представлял поселение на встречах и церемониях, и даже мог повести всех жителей на новое место. Он же мог сделать выговор нарушителю местных законов и даже высылать его или ее за пределы общины.
| |||||||||
|