|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Природа Брахмана — чистое сознание. По мысли Виджнянабхикшу, Брахман не имеет таких качеств, как бытие, знание и блаженство, которые приписываются Ему адвайтой. Брахман— это основа и опора первоматерии и духов, а также их внутренний управитель (антар-йамин, antaryami). Духи находятся в таком же отношении к Брахману, как сыновья — к своему отцу или как искры — к пламени. Когда в священных писаниях говорится о тождестве, то, согласно интерпретации Виджнянабхикшу, речь идёт о форме неразличённости, возникающей в силу того, что природой и Брахмана, и духов является чистое сознание, то есть они входят в класс существ, состоящих из чистого сознания. Виджнянабхикшу утверждает: "Поэтому можно с уверенностью говорить, что Брахман и духи, относящиеся друг к другу как часть и целое, по сути, представляют собой только чистое сознание. Таково окончательное учение веданты". Таким образом, тождество, провозглашаемое в "недвойственности неразличённого", больше напоминает сходство, нежели абсолютно нераздельное тождество бытия. При этом духи являются деятельными, ибо таково свойство Брахмана. В процессе творения и разрушения Вселенной Брахман объединяется со столь же вечной, как и Он, реальностью, называемой майей (maya), представляющей собой творческую силу и не являющейся ни иллюзией, ни неведением, как считается в адвайта-веданте. Творческая сила — это производное первоматерии, состоящее в отношении различия-в-тождестве (бхеда-абхеда, bhedabheda) к Брахману. Тем самым Брахман является отдалённой материальной причиной Вселенной. Сотворённая физическая Вселенная — результат активной и добровольной деятельности Брахмана. Она возникает при объединении первоматерии с духами. В силу схожего, но всё же иного ограничения чистого бытия Брахмана Он является также и движущей причиной Вселенной. Виджнянабхикшу полагает, что существует множество пуруш (purusa), то есть духов. (Понятие "пуруша", используемое в системе Виджнянабхикшу, восходит к школе санкхья и отличается от представления о дживе (jiva), то есть индивидуальной душе, развиваемого ведантой. В отличие от дживы, представляющей собой лишь иллюзорное проявление Брахмана, пуруша в санкхье трактуется как вполне реальное и всепронизывающее личное начало.) Это положение он отстаивает по нескольким причинам. Например, когда один человек достигает освобождения, почему не освобождаются все остальные? Причина этого должна заключатся в том, что каждый дух отделен и неповторим, и поэтому должно существовать множество духов. За поколение до Декарта Виджнянабхикшу формулирует изречение "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, существую"). Он утверждает: "Мысль "Я знаю" — это основное доказательство существования Духа, поскольку ни одно средство познания не может этому противоречить". Как и йога Патанджали (Patanjali), и санкхья Ишваракришны, Виджнянабхикшу считает корнем закабаления неведение, то есть действующую на каждый дух иллюзию, возникающую из-за смешения чистого сознания духа с производными первоматерии. Поскольку первоматерия извечно коренится в Брахмане, то физическая и психоментальная вселенные, развивающиеся из неё, не могут быть иллюзией: они реальны. Поскольку духи тоже являются вечными частями Брахмана, то ошибочное понимание стоящей за ними реальности чистого сознания также является реальным, хотя причина этого ошибочного понимания восходит к производным первоматерии.
Перепубликация с www.bharatiya.ru
| |||||||||
|