Сальвадор
Сальвадор
Армения
Армения
Гайана
Гайана
Молдова
Молдова
Норвегия
Норвегия
Бахрейн
Бахрейн
Сирия
Сирия
Перу
Перу
Камбоджа
Камбоджа
Лаос
Лаос
Вануату
Вануату
Австралия
Австралия
Реюньон
Реюньон
Италия
Италия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Индия:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Индия: страна, где сбываются мечты

Яма, нияма, асана, пранаяма*

Родина слонов. Индия

Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика

Чего не стоит делать в Индии

Туристический рай на Гоа

Традиционный индийский наряд невесты

Магия и величие Гималаев

Ченнай-Мадрас

Столица княжества Хайдерабад

Ворота провинции Раджастан

Сариска

Чудесные Раджастанские заповедники

Музей раджи Келкара

Пондичери


Индия - Брахман как чистое сознание

Брахман как чистое сознание

  

Подраздел: Cтатьи об Индии | Индия
Страницы: 1

Природа Брахмана Природа Брахмана — чистое сознание. По мысли Виджнянабхикшу, Брахман не имеет таких качеств, как бытие, знание и блаженство, которые приписываются Ему адвайтой. Брахман— это основа и опора первоматерии и духов, а также их внутренний управитель (антар-йамин, antaryami). Духи находятся в таком же отношении к Брахману, как сыновья — к своему отцу или как искры — к пламени. Когда в священных писаниях говорится о тождестве, то, согласно интерпретации Виджнянабхикшу, речь идёт о форме неразличённости, возникающей в силу того, что природой и Брахмана, и духов является чистое сознание, то есть они входят в класс существ, состоящих из чистого сознания. Виджнянабхикшу утверждает:

"Поэтому можно с уверенностью говорить, что Брахман и духи, относящиеся друг к другу как часть и целое, по сути, представляют собой только чистое сознание. Таково окончательное учение веданты".

Таким образом, тождество, провозглашаемое в "недвойственности неразличённого", больше напоминает сходство, нежели абсолютно нераздельное тождество бытия. При этом духи являются деятельными, ибо таково свойство Брахмана.

В процессе творения и разрушения Вселенной Брахман объединяется со столь же вечной, как и Он, реальностью, называемой майей (maya), представляющей собой творческую силу и не являющейся ни иллюзией, ни неведением, как считается в адвайта-веданте. Творческая сила — это производное первоматерии, состоящее в отношении различия-в-тождестве (бхеда-абхеда, bhedabheda) к Брахману. Тем самым Брахман является отдалённой материальной причиной Вселенной. Сотворённая физическая Вселенная — результат активной и добровольной деятельности Брахмана. Она возникает при объединении первоматерии с духами. В силу схожего, но всё же иного ограничения чистого бытия Брахмана Он является также и движущей причиной Вселенной.

йога ПатанджалиВиджнянабхикшу полагает, что существует множество пуруш (purusa), то есть духов. (Понятие "пуруша", используемое в системе Виджнянабхикшу, восходит к школе санкхья и отличается от представления о дживе (jiva), то есть индивидуальной душе, развиваемого ведантой. В отличие от дживы, представляющей собой лишь иллюзорное проявление Брахмана, пуруша в санкхье трактуется как вполне реальное и всепронизывающее личное начало.) Это положение он отстаивает по нескольким причинам. Например, когда один человек достигает освобождения, почему не освобождаются все остальные? Причина этого должна заключатся в том, что каждый дух отделен и неповторим, и поэтому должно существовать множество духов. За поколение до Декарта Виджнянабхикшу формулирует изречение "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, существую"). Он утверждает: "Мысль "Я знаю" — это основное доказательство существования Духа, поскольку ни одно средство познания не может этому противоречить".

Как и йога Патанджали (Patanjali), и санкхья Ишваракришны, Виджнянабхикшу считает корнем закабаления неведение, то есть действующую на каждый дух иллюзию, возникающую из-за смешения чистого сознания духа с производными первоматерии. Поскольку первоматерия извечно коренится в Брахмане, то физическая и психоментальная вселенные, развивающиеся из неё, не могут быть иллюзией: они реальны. Поскольку духи тоже являются вечными частями Брахмана, то ошибочное понимание стоящей за ними реальности чистого сознания также является реальным, хотя причина этого ошибочного понимания восходит к производным первоматерии.

 Страницы: 1

Перепубликация с www.bharatiya.ru


С этой статьей об Индии также читали:

  Харидвар. Ришикеш

  Ладак. Большие перемены в жизни уникального народа

  Сариска

  Дхармараджа Адхварин

  География Индии

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU