|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
По мысли Дживы, для премы характерна раса (rasa), то есть эстетически-эмоциональный экстаз, вызываемый радостью причастности ко внутренней красе Кришны, страстное преобразование всей ограниченной чувственности и переход её на трансцендентальный уровень, превращение ограниченного в неограниченное. Насчитывается пять рас: 1) умиротворённая преданность Богу (шанта-бхакти, santa-bhakti); 2) преданность слуги (дасья-бхакти, dasya-bhakti); 3) дружеская преданность (сакхья-бхакти, sakhya-bhakti); 4) родительская преданность (ватсалья-бхакти, vatsalya-bhakti) и 5) преданность, выказывемая девушкой своему возлюбленному (мадхурья-бхакти, madhurya-bhakti). Последняя раса находит своё выражение в десятой песни "Бхагавата Пураны", где речь идёт об эротической любви пастушек к Кришне. Пастушки любят Кришну ради Него самого и стремятся единственно к его удовольствию. Они танцуют с Ним в вечной раса-лиле (rasa-lila), то есть в любовной игре. Это высшая точка совершенной и необусловленной преданности Богу, когда душа растворяется в эротическом чувстве экстатической любви. Эта любовь — высшее благо человека: она даже выше, чем освобождение от круга смертей и рождений. Метафизика Дживы Госвами основывается на принципе ачинтья бхеда-абхеда (acintya bhedabheda), то есть непостижимого различия-в-тождестве. Изначальное отношение между сознающими душами и материальным миром, а также между душами, миром и Богом заключается в том, что они одновременно и тождественны друг другу, и отличны друг от друга. То же самое отношение связывает причину и следствие, целое и часть, обладателя силы и саму силу. Это отношение предполагает сразу и отличие, и неотличимость. Такое отношение, разумеется, непостижимо, поскольку оно не ограничивается ни тождеством, ни различием, предполагая и то, и другое. Но, по мысли Дживы, это факт, который невозможно отрицать: в высшей степени необходимо понять, как Бог может быть одним и в то же время множеством. Эта непостижимость подтверждается авторитетом священных писаний. Таким образом, Джива Госвами как теолог отстаивает и трансцендентность, и имманентность Бога. Джива Госвами не боится никаких противоречий, поскольку всякое противоречие может быть только мнимым. Непостижимая сила Бога, превосходящая всякую логику, объясняет мнимое противоречие проявления бесконечного существа в конечном, неограниченного в неограниченном. О Боге нельзя судить, исходя из человеческого принципа противоречия. Противоречие снимается, когда обнаруживается величие влекущей красоты Бога. Кажущаяся двойственность возникает не в силу неведения, как считается в адвайта-веданте: её создаёт творческая сила Бога. Те, кто чист сердцем, могут видеть весь мир таким, каков он есть: как выражение природы Бога, как обнаружение Бога таким, каков Он есть в действительности. Дэниэл П. Шеридан
Перепубликация с www.bharatiya.ru
| |||||||||
|