![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Танзания: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мафия Танганьика В Великой Рифтовой Долине Национальный парк Тарангире Национальный парк Руаха Микуми Килва-Кисивани Селус Заповедник Саадани «Восьмое чудо света» Город Занзибар Дар-эс-Салам — бывшая столица Танзании Город Дар-эс-Салам Здесь я оставил свое сердце Аруша |
Шоссе, убегающее из центра Дар-эс-Салама к солнечным пляжам на окраине танзанийской столицы, сменяется хотя и просёлочной, но неплохой дорогой. Через несколько десятков километров обязательно встретишь на обочинах под кронами громадных деревьев непритязательные сооружения, крытые пальмовыми листьями. Между ними хлопочут по хозяйству женщины, играют дети, бродит скот. А мужчины, собравшись группами, обрабатывают куски древесины чем-то вроде молотков и стамесок. Время от времени мастера опускают молотки и застывают, вглядываясь в неведомые дали и образы. Это резчики по дереву из рода маконде - уникального, неповторимого даже на Чёрном континенте с его "тысячью тысяч" народов и языков. Если подойти к старосте с уважительным приветствием и нехитрыми дарами, он покажет деревню, угостит пальмовым вином и даже продемонстрирует "склад готовой продукции". Чего тут только не увидишь: старика, сгорбившегося под тяжёлой ношей, воина с копьём и щитом, женщину с ребёнком, многофигурную композицию "уджамаа" - вертикаль, образованную сплетёнными телами людей, - символ связи поколений. Но потрясают не эти в общем-то традиционные для африканских народов фигурки, а произведения совсем иного плана - "африканский сюр". Собственно, известный ныне во всём мире как стиль "маконде". При взгляде на иные скульптуры у неподготовленного человека шевелятся волосы на голове, на другие - разбирает странноватый гомерический хохот. Этот стиль создавался веками задолго до появления здесь европейцев и, естественно, за целую вечность до всяческих художественных европейских "измов". Отшлифованное до блеска чёрное дерево мягко и тепло лоснится. Трудно поверить, что этот материал называют "железным" из-за его плотности и тяжести - древесина эта не плавает, тонет в воде.
Придерживая стоящую на земле заготовку левой рукой, скульптор сильными и точными ударами долота-молотка начинает оживлять дерево. Каждый штрих-удар требует идеального глазомера в сочетании с немалым физическим усилием. В зависимости от размера и сложности композиции работа длится от одной до нескольких недель. Резчик прерывается лишь на 3-4 часа для сна. Мастерство маконде так высоко, что они могут точно передавать в "железном" дереве не только движения, но и эмоциональный настрой персонажей. Откуда это? Белым гостям не понять... Можно лишь приблизительно почувствовать, посидев в одиночестве безлунной африканской ночью с её мрачной таинственностью, странными шумами и шорохами, звериными рыками. С её иной, скрытой от цивилизованного человека жизнью: чьи-то горящие глаза на деревьях, отблески затухающего костра, вокруг которого в ритуальном экстатическом танце кружатся чёрные фигуры... В сюжетах маконде духи предков свободно общаются с живыми потомками, а души живых вступают в контакт друг с другом как самостоятельные существа, независимые от телесной оболочки. Это единство миров настолько сильно ощущается в скульптурах, что поневоле проникаешься доверием к древней легенде о происхождении самих маконде. Основательницей племени, гласит предание, стала женщина, изваянная из ствола чёрного дерева существом, лишь отдалённо напоминавшим человека. Когда он в последний раз коснулся дерева каменным резцом, статуя ожила. Благодарность "чёрной Евы" своему нечаянному создателю была щедрой: она наделила его способностью мыслить и говорить. В результате скульптор очеловечился, а затем, согласно легенде, стал мужем изваянной им девушки (ни дать ни взять - "история наоборот" о Пигмалионе и Галатее!).
| |||||||||
|