![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Танзания: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мафия Танганьика В Великой Рифтовой Долине Национальный парк Тарангире Национальный парк Руаха Микуми Килва-Кисивани Селус Заповедник Саадани «Восьмое чудо света» Город Занзибар Дар-эс-Салам — бывшая столица Танзании Город Дар-эс-Салам Здесь я оставил свое сердце Аруша |
Но их дети рождались мёртвыми, пока пара не поднялась от реки на безводное плоскогорье. И тогда счастье поселилось в их семье: дети росли крепкими и здоровыми. Так начался род маконде. Новое племя пришло на смену дикарям, заселявшим засушливые каменистые плато на севере нынешнего Мозамбика и юге Танзании (легенда легендой, но маконде и впрямь никогда не селятся близ рек и водоёмов).
Маконде не могли покорить жестокие португальские и британские колонизаторы, не смогли одолеть воинственные соседи - зулусы и масаи, искусные охотники и отважные воины. Более трёх столетий маконде успешно отражали набеги завоевателей, искавших в этих местах мифические сокровища древних африканских цивилизаций и немифические: слоновую кость и рабов. История племени до сих пор остаётся почти неизученной. Достоверно неизвестно, когда и почему предки маконде пришли в Восточную Африку и осели на плоскогорье, названном впоследствии их именем. В обществе, лишённом письменности, фигурки испокон веков служили своеобразными "книгами", передающими новым поколениям знания о мире. Маконде не боятся смерти, так как верят, что полученная ими при рождении духовная сила лишь переходит в другое состояние. Связи с умершими следует всячески укреплять, ибо, если они ослабеют, добрые духи могут превратиться в злых и, выпрыгнув из скульптуры, погубить ваятеля... "Я научился этому у отца, а тот - у деда, а дед - у своего отца, - чуть меланхолично рассказывает мастер маконде Нафаси Мпагуа, сидя на циновке в джинсовых шортах и линялой футболке. - Секреты мастерства передаются по наследству, но сами работы никогда не копируются - каждая неповторима. Они возникают не из чего и изо всего вместе. Не знаю, будет ли это понятно?" - добавляет он так же невозмутимо. Нафаси показывает только что законченную композицию. Смешное лупоглазое создание с рожками и огромным ртом, выходящим далеко за пределы лица, непринуждённо жонглирует двумя антилопами, одна из которых на лету поедает змею. Поразительно пластичная, воздушная, продуманная до мельчайших деталей работа. "Это шетани - скотовод, - поясняет мастер. - Он приручил животных и очень этому рад" . "Шетани" - трансформированное арабское слово "шайтан" (дьявол), занесённое сюда много веков назад. Один из ключевых образов в устной мифологии маконде, он постепенно превратился в доброго, хотя и несколько шкодливого, духа. Вообще у маконде существуют целые семейства добрых и злых духов: "Укундука", "Адинкула", "Мбилика" и сотни других. Одни из них слывут добрыми советчиками и помощниками, другие приносят несчастье, а на третьих, говорят, нельзя смотреть без опасности для жизни. Каннибалы, пожиратели земли, обитатели суровых джунглей, плюющиеся огнём подземные чудища... У людей, воспитанных на традиционной вере в единого Бога, при взгляде на весь этот бестиарий невольно проносится в голове мысль: "Вот дявольщина!" Однако у маконде свой взгляд на добро и зло. Сегодня известность мастеров маконде шагнула далеко за пределы Африканского континента. Изящными статуэтками, сработанными анонимными резчиками, украшают свои собрания частные коллекционеры, их покупают музеи многих стран. В антикварных магазинах Лондона, Нью-Йорка, Парижа небольшие фигурки из чёрного дерева стоят не менее 300 долларов, за иные запрашивают тысячи - ведь второй такой же не будет уже ни у кого. В импровизированных мастерских под травяными крышами в гостях у чернокожих скульпторов, большинство из которых не умеют ни писать, ни читать, можно встретить студентов престижных художественных вузов Западной Европы. Приезжие стремятся проникнуть в сложный мир образов маконде, перенять филигранную технику обработки твёрдого, как металл, дерева. С техникой ещё получается, а вот с "проникновением" не очень-то... Популярность резчиков маконде имеет и негативную сторону, ибо неизбежно влечёт за собой массовое производство дешёвых скульптур - сувениров для туристов. И образуются артели кустарей, чья специализация - обычный ширпотреб: старик, курящий трубку; грубо обработанные головки африканок, примитивные маски... Талантливые мастера упорно сопротивляются рынку. К ним относится и группа, в которой работает Нафаси Мпагуа.
| |||||||||
|