![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Швейцария: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Архитектура Швейцарии Замки Швейцарии Культурное наследии Собор Нотр-Дам в Лозанне Галереи в Швейцарии Музеи Швейцарии Рейнский водопад Гроссмюнстер и не только Гласье экспресс Библиотека аббатства Санкт-Галлена Cтолица кантона Цюрих Город, построенный на трех холмах Окруженная французской территорией Место Всемирного Наследия Место где встречаются французская, германская и швейцарская границы |
Так описал свой переход зимой через перевал Большой Сен-Бернар Джон де Брамбл, монах из Кентерберри. В самом деле, переход через перевал на высоте 2469 метров всегда был трудным и далеко не безопасным. Человек должен был обладать немалой физической выносливостью, чтобы подняться по плохим дорогам на громадную высоту и выдержать все тяготы пути. Последние километры дороги проходят мимо гряды Комб-де-Мор - "Гребня смерти" - сплошь покрытого следами мощных лавин. Крутая тропа выводила усталых путников на перевал с большим ледниковым озером посередине. На перевале постоянно дуют ледяные ветры, и озеро затянуто льдом двести - двести пятьдесят дней в году. Постройки же Большого Сен-Бернара ютятся в неглубокой скальной выбоине. Некогда отряд римских легионеров нес здесь постоянную службу, охраняя приют, где можно было передохнуть, укрывшись от ледяного ветра. С перевала шел не менее тяжкий спуск в долину Аоста. В 12 году до нашей эры император Август приказал проложить здесь дорогу, по обочинам которой были врыты верстовые столбы. Был здесь когда-то и храм Юпитера. В музее на перевале хранится множество статуэток Юпитера Пеннинуса - покровителя путников и пластинки из бронзы с обращениями к нему. "Пеннинусу, чтобы он позволил мне проехать и возвратиться обратно. От Марка Юлия". Или: "Великому и доброму Юпитеру Пеннинусу". Так пытались легионеры и торговцы задобрить владыку дорог и перевалов.
Дорогу на перевал с осени обозначали шестами, которые зимой чуть выглядывали из-под снега. Тропу старались прокладывать по местам, менее всего подверженным опасности внезапного схода лавины. Через перевал проходили не только одиночки, но и торговые караваны, и целые армии. Впрочем, едва ли это уменьшало тяготы перехода. В мае 1800 года через Большой Сен-Бернар в Италию прошел Наполеон с сорока тысячами солдат. Даже в солнечном мае с начиная высоты 2000 метров в горах лежал снег. Пушки снимали с колес и волокли на санях, в которые впрягались по сотне человек. Тягловый скот этого бы не вынес. Сам Наполеон едва не погиб при подъеме к перевалу - его мул оступился над пропастью, и проводник - швейцарец из Вале - едва успел подхватить первого консула. Но в наши дни все эти ужасы можно перенести только по собственному желанию. Под горным массивом Большого Сен-Бернара, меж городами Бурк-Сен-Пьер (в Швейцарии) и Сен-Реми (в Италии) прорыт шестикилометровый туннель. Все деловые переходы и перевозки совершаются теперь по нему. Перевал уже сорок лет остается только местом паломничества туристов. Еще сравнительно недавно монахи предоставляли проезжающим бесплатный ночлег, рассчитывая на то, что последние опустят в церковную копилку хотя бы сравнимую с расходами по их содержанию сумму. Однако автомобилисты пользовались их услугами столь беспардонно, что филантропией монахи больше не занимаются и отсылают всех в недавно выстроенный отель. Сами монахи живут, как и столетия назад, на перевале по двенадцать лет, после чего спускаются в обитель в Мартиньи. Монахов Большого Сен-Бернара узнают по белой тесьме, ниспадающей с плеча на черную рясу.
| |||||||||
|