![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Латвия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Красные латышские стрелки Усадьба в Свенте Дуга меридиана Струве Илья Рипс и его Библейский код Элина Гаранча Ференц Лист в Риге Костёл святого Людвига Краслава Пасиене Марис великолепный: взлет и падение Пещеры Риежупе Раймонд Паулс Лайма Вайкуле Ивар Эдмунд Калныньш Кольца судьбы Яниса Чаксте |
С перрона на перрон перешёл, сел в электричку, прогромыхал по пролётам железнодорожного моста через Даугаву и через какой десяток минут... Торнякалнс, Засулаукс, Бабите и… Приедайне. А это уже и есть Юрмала. Самое начало. Юрмала – это как бы одно название, которое объединяет в единое неделимое целое растянувшуюся по Рижскому взморью цепочку небольших, но самодостаточных городков-посёлков: Приедайне, Лиелупе, Булдури, Дзинтари, Майори... И первый из них как раз-таки Приедайне, который ещё в далёком, 1949 году, включён в состав Юрмалы. Первый, первый. Кто там – «Кемери»? Кемери – это ж от Тукумса. А Юрмала – чей город-спутник? Риги. Значит, и считать начинаем именно от неё. Потому, как ни крути, но начинается Юрмала именно Приедайне. А вот заканчивается этим самым Кемери. Но до него мы как-нибудь в другой раз доберёмся. Через Лиелупе, Булдури, Дзинтари и дальше. Со всеми остановками. А сейчас – Приедайне. Если кто будет вам говорить, что этот дачный посёлок зажиточных рижан на правом берегу Лиелупе в 17 километрах от латвийской столицы начал застраиваться в начале 20-го века – не верьте. Народ в этом классном месте начал тусоваться ещё задолго до того. В сентябре 2007 года специалисты Института истории Латвии при поддержке Юрмальской Думы начали в Приедайне раскопки. И в районе Белой дюны… Да, кстати, эта самая Белая дюна, или как её называют сами латыши – Балта каапа, одна из приедайнских достопримечательностей. 4 км от железнодорожного вокзала и вот она – на самом берегу Лиелупе. Мимо, даже если и очень постараться, никак не проскочить. Длина дюны – около 800 метров. И высота… 15-17 м. Издалека видно. Так что нет, не проскочить. Расположилась дюна перпендикулярно побережью, а образовалась в 1757 году, когда река прорвала имевшийся до того перешеек и нашла новый выход к морю. Вернее, начала образовываться, потому что процесс формирования этой интересной ландшафтной достопримечательности продолжался всё то время, что прошло с момента изменения русла Лиелупе, продолжается и сейчас. А это, как ни крути, уже третий век идёт! Конечно, четыре километра… Но не жалейте своих ботинок. Не успеют они стоптаться. Да и полезно это – пешком. Зато какой вид с Белой дюны на Лиелупе… Фотоаппарат не забудьте. И флеш-карту пообъёмней. Пригодится!
А кто-то там «начало 20-го века, начало 20-го»… Да он просто ничего не смыслит в археологии! Конечно, непросто было этим первобытным в Приедайне. С чем у всей Юрмалы всегда была проблема, так это с транспортом. Нет, так-то вроде и недалеко. Всего-то 17 километров от стольного града. Но попробуй… Если на своих двоих, так почти четыре часа. Пока туда, обратно... Рабочий день и закончился. А пахать, сеять когда?! Потому уже в 1912 году, если верить газете «Взморье» (а не верить – какие основания?), одно бельгийское акционерное общество начало строительство двухколейной электрической трамвайной линии «Рига-взморье». И пройти она должна была через Кифернгальт. Так тогда Приедайне называлось. И далее на Билдерлингсгоф (Булдури), Эдинбург… Нет, нет! Не до шотландской столицы! Это так в 1912 году Дзинтари называлось. В общем, предприимчивые бельгийцы убеждали простодушных рижан, что до конечной станции в Майори, трамвайчик, при максимальной скорости 60 километров в час, добежит за 20 минут. Так ли это, нет – проверить, к сожалению, не удалось. Началась Первая мировая. Бельгийцам, и не только им, стало не до строительства.
| |||||||||
|