Помимо дзиттэ для нейтрализации грозного меча, а при случае и копья, замечательно подходили некоторые виды оружия, основанные на использовании металлических цепей.
Впервые железная или стальная цепь (кусари) появилась очень-очень давно – одновременно с изготовлением первых японских доспехов. Первоначально цепь связывала две части оружия воедино, такого как «нагэгама» – метательного копья с короткими серповидным наконечником с одного конца и длинной цепью с другого.
Использовалась цепь и в сочетании с серпами и кирками разной длины. Как правило, такое оружие состояло из черенка, снабжённого защитной скобой для руки, и серповидного наконечника, установленного под прямым углом к черенку. Цепь в данном случае прикреплялась к тыльной стороне серпа, а к ней подвешивался груз. Оружие такого типа стало известно как «кусаригама» и предназначалось для нейтрализации цепью меча или копья противника, после чего в дело вступал серп и противник больше не беспокоил владельца кусаригама.
В средневековой Японии существовало немало мастеров, специализировавшихся на использовании кусаригама, но во владении этим видом оружия существовал один небольшой изъян – для эффективного использования кусаригама, а следовательно, и победы над противником необходимо было как можно больше свободного пространства, т.к. необходимо было сначала раскрутить цепь, чтобы захватить ею оружие противника, а потом уже атаковать его серпом спереди или подцепить лезвием со спины.
Как раз этот изъян заметил и использовал в поединке искусный фехтовальщик Араки Матаэмон, сражавшийся с мастером кусаригама Ямада Синрюканом. Матаэмон заманил противника в бамбуковую рощу, где частые побеги помешали Синрюкану использовать своё смертоносное оружие.
Также цепь использовалась и как самостоятельное оружие. В частности искусство цепи изучалось в Масаки Рю, основателем которой был знаменитый фехтовальщик Масаки Тосимицу Данносин, который приладил к 60-сантиметровой цепи два противовеса и разработал оригинальный комплекс приёмов с её участием. Ученики Масаки Рю могли сражаться с помощью этого оружия одновременно против нескольких противников вне зависимости от того, вооружены они [противники] были или нет. Оружие, придуманное Масаки, получило название «манрикигусари» («гусари» - «цепь», «манрики» - «сила десяти тысяч»), т.к. Масаки полагал, что в нём заключена сила десяти тысяч.
Человек, вооруженный манрикигусари, стремительно перемещался среди врагов и при должном умении мог поражать цель гирькой со спины, стоя при этом лицом к лицу с противником. Манрикигусари использовали, чтобы сбить человека с ног, удушить его или просто сковать руки на запястьях. Также как и дзиттэ, манрикигусари можно было использовать для отражения и парирования ударов меча и последующей атаки противника.
Ещё одним оригинальным видом оружия был обычный серп («кама»), который в первую очередь использовался, конечно же, крестьянами. Существовали различные вариации этого «оружия», но вся разница между образцами сводилась к длине рукояти. Существовала такая разновидность серпа, получившая название «кама-яри», у которой лезвие убиралось вовнутрь рукояти, а от случайного складывания/раскладывания уберегало специальное кольцо, скользящее вдоль рукояти и фиксирующее лезвие в необходимом положении.
Авторство следующих видов оружия также приписывается сословию крестьян: это «тонфа» и «нунтяку». Совсем широкой общественности нунтяку скорее всего известны по мультипликационному сериалу «Черепашки-ниндзя», где ими ловко орудовал один из главных героев, а в средневековой Японии нунтяку выглядели как две деревяшки, скреплённые между собой кожаными ремнями, конским волосом или цепью.
Собственно, наиболее известен сейчас вариант именно с цепью. Полезная особенность нунтяку состоит в том, что при вращении деревяшки издают щёлкающие звуки, который нарушают концентрацию фехтовальщика и справиться с ним получается куда легче. С помощью этого оружия можно захватывать отдельные части тела или душить противника, а также наносить оглушающие удары.
В ранние периоды японской истории использовались также топоры и палицы, но эти виды оружия у буси пользовались очень небольшой популярностью. Сейчас в музеях Японии можно обнаружить множество каменных, железных и стальных топоров, многие из которых отличаются тонкой работой и великолепным качеством закалки.