Польша
Польша
Того
Того
Иордания
Иордания
Ливия
Ливия
Палау
Палау
Камерун
Камерун
Габон
Габон
Литва
Литва
Украина
Украина
Нигер
Нигер
Эквадор
Эквадор
Гана
Гана
Боливия
Боливия
Бельгия
Бельгия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Ирак:

О стране
Все статьи


В Вавилоне

Колыбель цивилизаций

К развалинам Вавилона

В гости к пророкам

Эрбиль

Отдых в Ираке

За нашу и вашу свободу...

Ирак во мраке

Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно

Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке

Религия Ирака

История ядерной программы Ирака

Пятилетка демократизации Ирака

Вместе взять измором

Свобода не дается даром


Ирак - История ядерной программы Ирака

История ядерной программы Ирака

  

Подраздел: Cтатьи об Ираке | Ирак
Страницы: 12
Предстояло вывести 208 топливных сборок – 38 французских и 170 российских. Всего около 120 кг ядерного топлива. Для работ на площадку завезли 127 тонн сложного оборудования. С учетом контейнеров и прочего оборудования перебросить на Урал предстояло 180 тонн грузов, для чего потребовалось два рейса «Руслана».

Было немало драматических моментов. Весной 1993 года во время ночного американского авианалета все специалисты собрались в гостиничном номере Фоменко. Почему? Как говорится, боялись взрыва народного возмущения, а российского специалиста, была уверенность, иракцы не тронут. Во время того налета ракета попала в дом известной иракской художницы, которую хоронил весь Багдад.

Ядерный взрывКак вспоминает Виталий Фоменко, во время работ дважды его сердце уходило в пятки. Однажды сборка с горючим выскользнула из захвата и, ухнув обратно в железную корзину, накрепко засела в ней. Захватить ее снова ковш экскаватора не мог. Наши умельцы взяли багры и голыми руками, поругиваясь, поставили капсулу в гнездо, а потом вытащили ее наружу. Работать с французскими сборками, которые долго лежали в воде, было рискованно. Всюду ржавчина – приходилось выбивать ядерные сборки молотом. Рядом стояли дозиметристы и вели посекундный хронометраж пребывания человека в опасной зоне.

Второй эпизод грозил еще большими неприятностями. Огромный американский кран, который перетаскивал ядерную сборку, вдруг пошел вразнос. «Надо было видеть, как в одно мгновение сдуло с площадки всех американцев, – вспоминает Фоменко. – Наши и иракцы не растерялись – подцепили стрелу разбушевавшегося крана тросом другого крана и остановили вращение».

Из жары в 40 градусов самолет «Руслан» перелетел в Екатеринбург, в мороз минус 40 градусов. Пройдя несколько километров пути на челябинское предприятие «Маяк» колонна встала. На американском трейлере отказали тормоза. Наши водители за полтора часа у костра разобрали треснувшую втулку, устранили дефект – и тронулись в дорогу. Американцы сидели в трейлере, закутавшись в тулупы.

– Больше всего я не хотел бы, чтобы выработанные технологии оказались востребованными, – говорит Виталий Фоменко. – Надеюсь, бомбить ядерные реакторы, пусть даже исследовательские, никто больше не станет. Но топливо в них должно быть все-таки низкообогащенным – тогда никаких военных соблазнов не возникнет. Что касается продолжения ядерной программы Ирака, то ядерное топливо – это не отравляющие химические вещества. Спрятать их просто невозможно. Ядерный центр в Тувайте и все реакторы уничтожены фактически полностью. А все топливо мы вывезли на Урал. Сначала оно считалось собственностью МАГАТЭ, были планы продать его в Чили. А потом МАГАТЭ передало топливо в собственность России.

Сергей ЛЕСКОВ

 Страницы: 12

Перепубликация с n-t.ru


С этой статьей об Ираке также читали:

  Кошмары багдадских таксистов

  Ирак погряз в крови

  В гости к пророкам – израильтян приглашают на экскурсию в… Ирак

  В Эд-Дивании

  Бин Ладен нацелился на Ирак

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU