![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: ![]() ![]() В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
О том, что главной угрозой международной безопасности являются "государства-неудачники" или "несостоявшиеся государства", в последние годы говорят все. Но почему-то технология, предназначенная для восстановления дееспособности подобных образований, применяется не к "неудачникам", а к государствам вполне состоявшимся, хотя и весьма несимпатичным. Результаты подобных акций мы наблюдаем сегодня в Ираке и Косово. Под "неудачниками" обычно подразумеваются режимы, которые, обладая формальным суверенитетом и местом в ООН, на практике не способны выполнять государственные функции и контролировать собственную территорию. Классические примеры - Сомали 1990-х годов и Афганистан времен власти моджахедов (с 1992 по 1996). Обе эти страны, где царило полное безвластие, быстро превратились в тренировочные базы для международных террористических организаций. Аналогичная тенденция, хотя и не дошедшая до столь крайней степени, имела место и в Грузии при Эдуарде Шеварднадзе, да и во многих других государствах мира, прежде всего в Африке. Идея протектората развитых стран над "государствами-неудачниками", получившая в конце 1990-х годов название "государственного строительства" (nation building), должна была стать рецептом решения проблем этих территорий. Но в качестве главных полигонов для отработки технологии были избраны не "неудачники", а "изгои". Ирак Саддама Хусейна и Югославию Слободана Милошевича можно упрекнуть в чем угодно, но только не в том, что центральные власти не контролировали собственную страну или давали приют посторонним террористам. Иными словами, государственному строительству предшествует государственное разрушение. Причем не самопроизвольное, а вполне целенаправленное. Проводить параллели между двумя этими конфликтами сложно, и общего там мало. Но обе горячие точки объединяет одно - неспособность внешней силы выстроить эффективную систему управления. В Ираке ситуация пока значительно ухудшилась. Усилиями самих же американцев иракская кампания превратилась именно в то, чем ее с самого начала стремилась представить вашингтонская пропаганда - передний край борьбы с международным терроризмом.
В Косово мартовский всплеск насилия продемонстрировал, что за неполных пять лет пребывания в крае КФОР не удалось, по сути, решить ни одной из проблем. И жизнеспособная система управления возможна там только в одном случае - если сербы оттуда уйдут полностью. Есть серьезные опасения, что подобный сценарий осуществится быстрее, чем можно предположить. Тогда государственное строительство в Косово закончится блестящим успехом - построением нового албанского государства, готового к интеграции в общеевропейские структуры. Если, конечно, не появится нужда в подобном госстроительстве на соседней территории, где живут албанцы, - в Македонии. Со всеми вытекающими последствиями. В недавней статье, опубликованной в Journal of Democracy, политологи Джералд Кнаус и Феликс Мартин сравнивают еще одно "построенное извне" балканское государство - Боснию - с классической колонией. Верховный представитель ООН играет там "роль вице-короля, правящего колониальной зависимой территорией, не имеющей ни демократии, ни самоуправления. Ни в Боснии, ни в Косово не просматривается стратегии, обещающей возможность вывода международных сил, потому что уход международного сообщества оставил бы обе страны с теми самыми труднейшими политическими проблемами, которые первоначально потребовали вмешательства". Главная проблема в этом и заключается - единожды начав "государственное строительство", прекратить его уже невозможно. Что говорить об уходе с Балкан или из Ирака, если даже мирный Кипр, вступающий через две недели в ЕС, может легко превратиться в новый очаг войны, если киприотов предоставить самим себе. Призывы в адрес США уйти из Ирака и передать дальнейший контроль за ситуацией ООН представляются в этой связи удивительными.
| |||||||||
|