![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: ![]() ![]() В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
В сопровождении одного из сторожей развалин Ура я медленно поднимаюсь почти на стометровую высоту зиккурата. С его вершины открывается вид на бесплодные пески, простирающиеся вокруг. На юго-западе у линии горизонта в ясную погоду можно увидеть развалины башен более древнего, чем Ур, города шумеров— священного Эриду, а на северо-западе невысокие холмы Обейда, где была обнаружена стоянка человека позднего неолита. У подножия зиккурата видны реставрированные фундаменты древних сооружений, далее широкий котлован раскопанного Вулли царского кладбища. Это все, что оставило безжалостное время от некогда цветущего города, населенного «черноголовым народом», как называли себя шумеры. Разливы Евфрата, выходящего из своих низких берегов во время дождей, нашествие чужеземцев, дожди и солнце превратили в прах стены города, сложенного из сырцового, рассыпавшегося со временем в порошок кирпича. В древнем Шумере, расположенном в южной части современного Ирака, не было ни полезных ископаемых, ни строительного камня, ни обширных лесов. Лишь гигантские заросли тростника на болотах колыхались под дуновением жаркого ветра, а вокруг простирались необозримые просторы серой равнины. Однако люди, населявшие эту страну, сумели добиться замечательных достижений в области хозяйства. Шумеры создали сложную систему каналов, плотин, запруд, освоили искусство земельной съемки, изготавливали нивелировочные и измерительные инструменты. Из глины, единственного материала, имевшегося в изобилии под рукой, они изготовляли горшки, тарелки, кувшины и даже серпы. Обломки таких серпов нашел Вулли во время своих раскопок в Уре. Они строили дома из тростника и циновок, обмазанных глиной. В подобных сарифах живут и сейчас крестьяне Южного Ирака. Позднее шумеры изобрели гончарный круг, колесо, плуг-сеялку со сменными лемехами, впервые в истории архитектуры стали возводить арки, купола и сводчатые перекрытия и, наконец, изобрели письменность, позволившую человеку тех отдаленных веков записывать тростниковыми палочками на табличках из сырой глины свои мысли, историю своего народа и наставления потомкам.
В восточной части города находится царское кладбище, где были сделаны самые значительные находки. Сторож привел меня сюда для осмотра оставшихся царских гробниц. Я спрыгиваю в открытую узкую яму и по крутым ступенькам спускаюсь в подземелье. Лестница, ведущая на глубину десяти метров, имеет два пролета, крутой наклон и высокие ступеньки. Площадка, где оканчивается первый пролет, находится на уровне свода гробницы, сделанного в виде конусообразной ступенчатой арки. Спускаюсь еще ниже и осторожно подхожу к двери в усыпальницу — каменному склепу под кирпичным сводом. Из шестнадцати царских усыпальниц, которые раскопал Вулли, только две были не тронуты грабителями, искавшими золото и ценные украшения в могилах своих царей. Но эти две царские усыпальницы и более двух тысяч могил, исследованных археологом, дали науке бесценный материал о жизни древних шумеров. Самой значительной находкой в Уре считается штандарт, инкрустированный перламутром и ракушками на синем фоне из ляпис-лазури. Он невелик по размеру — две деревянные прямоугольные пластины длиной в 55 сантиметров и шириной в 22,5, но в его мозаичных изображениях нашли свое отражение многие сцены из жизни древних шумеров. Одна панель штандарта посвящена миру. Мы видим царя со своей семьей во время праздничного пира. Родственники царя и его приближенные, обнаженные до пояса в коротких юбках, сидят на креслах, перед ними играет арфист, а певица, прижав руки к груди, поет под его аккомпанемент. Другая часть штандарта посвящена теме войны. Мы видим здесь снова царя в окружении свиты, видим его боевую колесницу, запряженную двумя ослами. Перед царем проходят пленные, они обнажены, руки их связаны. Другая сценка изображает врагов, спасающихся бегством под натиском вооруженных воинов в войлочных плащах. Все сцены переданы древними художниками с исключительной реалистичностью и динамизмом. При раскопках усыпальницы царицы Шубад, захороненной около 2500 года до нашей эры, были найдены золотые сосуды, серебряная и золотая лодки, головной убор царицы, украшенный тремя шнурами из ляпис-лазури и сердолика. Золотые кольца, золотые буковые и ивовые листья и золотые цветы делали этот наряд царицы пышным и торжественным. Среди находок царского кладбища в Уре были и другие предметы из золота, свидетельствующие не только о высоком мастерстве обработки металлов, но и тонком художественном чутье древнего народа.
| |||||||||
|