![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
В трактате "Карма-сиддхи-пракарана" ("Karmasiddhi prakarana"), то есть "Руководство по постижению кармы", он подвергает сомнению взгляды вайбхашиков и всех тех, кто считал, что дхармы могут существовать и дольше одного мгновения. Мгновенность существования дхарм объясняла последовательность моментов сознания как каузальную цепь, в которой каждый отдельный момент вызывается предшествующим. Признавая, что теория моментальности сталкивается с определёнными трудностями в объяснении некоторых типов непрерывности — таких, например, как переход от одной жизни к другой, а также возобновление потока сознания после того, как он прервался в глубоком сне или медитации и т.д., — Васубандху ближе к концу своего трактата вводит понятие алайя-виджняны (alaya-vijnana), то есть "сознание хранилища", постулируемое школой Йогачара. В нём хранятся семена прошлых впечатлений, прорастающие в новые впечатления. Эта метафора семени, сажаемого в поток сознания прошлыми впечатлениями и прорастающего лишь впоследствии, прорываясь из скрытого состояния в осозноваемое переживание, способное дать новые семена, которые тоже в свою очередь высаживаются, чтобы прорасти впоследствии, давала Васубандху удобную модель не только для того, чтобы объяснить непрерывность двух отдельных моментов сознания, но и для вскрытия квазикаузального механизма кармического воздаяния — иными словами, она описывала то, как действие, совершённое в один момент времени, может принести "плод" в другой момент, даже в другой жизни. Понятие алайя-виджняны устраняло также необходимость в теории субстанционального неизменного "я", творца и восприемника кармы, поскольку, словно поток, это сознание постоянно изменяется — в каждом новом положении, от одного момента к другому. В этом трактате Васубандху отрицает, что можно отождествить какой-либо объект в один момент времени с тем, что кажется этим же объектом в другой момент, поскольку, по словам философа, любой объект претерпевает изменения в каждое мгновение, даже если эти перемены столь незначительны, что их невозможно заметить. Вполне по-буддийски Васубандху утверждает, что реальность заключается в потоке изменяющихся причин и условий, где нет никаких неизменных сущностей, подобных Богу или душе.
Перепубликация с www.bharatiya.ru
| |||||||||
|