![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Гватемала: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Порядки и обычаи Гватемалы Гватемальская кухня Безопасность в Гватемале Литература Гватемалы Активный отдых в Гватемале Северо-восток Гватемалы Горный запад Гватемалы Север Гватемалы Традиционный промысел и занятия в Гватемале География Гватемалы Политика Гватемалы Вам интересна культура майя? Тогда вам в Гватемалу Республика Гватемала - государство майя в Центральной Америке Озеро Атитлан в Гватемале Церковь Санто-Томас |
Легенда гласит, что на грудь сраженного в безнадежной схватке Текун-Умана спустилась ручная птица Кетцаль, коснулась кровавых ран, вспорхнула и улетела, а умирающий вождь предсказал, что она вернется лишь с возрожденной свободой. Но впереди народу на долгие времена светили костры инквизиции, практика репартимьенто (исп. repartiviento , распределение между колонистами покоренных земель и живущих на них людей), энкомьенда (исп. encomienda , покровительство – форма крепостничества, сочетание барщины и оброка) и пеонаж (от исп. peon , батрак – способ возврата займа за счет наследственной трудовой повинности). Только на рубеже XIX - XX веков, как итог совместной борьбы колоний против Испании, вначале в 1821 году провозглашена «декларация независимости», а затем в 1839 году Гватемала признана независимым государством.
Большинство ладинос живут в городах, соответственно, большая часть индейского населения Гватемалы сельское. Характерный тип деревенской застройки плотный и относительно бессистемный, но непременная принадлежность его - огород для первых домашних нужд. Основной участок обыкновенно находится за чертой селения. При известном сходстве деревни могут значительно отличаться, к примеру, в некоторых, подчеркнуто католических, могут изобиловать надписи на домах и автомобилях типа « Regalo de Dios » (дар Божий). Миссионерский труд был, бесспорно, не вовсе втуне. Не редкость, правда, здесь и индейские алтари. А коль скоро многие церкви строились из камней разрушенных храмов майя и сохраняют порой резьбу, то в точности не сказать - кто, кому и как здесь именно поклоняется. Есть такие деревни, как San Marcos подле озера Атитлан, где большая часть домов представляет собой гостиницы для туристов. Но в близлежащей приезжий может увидеть капище La Madre de la Tierra («Матери Земли»), если судить по виду – родной сестре разбросанных в русских степях скифских каменных баб. В полном смысле касиков, племенных вождей, сегодня не существует, но каждая из общин избирает главу, причем мужчины с женщинами раздельно. Нередко народный выбор падает на чету, которую величают с тех пор «папой» и «мамой» племени. Как правило, это люди почтенные, но не обязательно старики, а детьми их числится все селение, стар и млад. Так в обязанности «родителей» непременно входит вопросы брака, определения крестных новорожденного, местный обряд «крещения» в десять лет (индейская веха зрелости) и другие.
Всю жизнь (христианство здесь ни при чем!) гватемальца незримо сопровождает дух-покровитель, нагуаль – определенное днем рождения растение или животное. Существование их, считается, неразрывно связано. Покровителя выбирают отец и мать, открывая имя его малышу в надлежащем возрасте. Кстати, имя нагуаля – тайна, которую посторонним открыть нельзя. Обычаи гватемальской деревни патриархальны. Добрачные встречи не поощряются, впрочем, брак заключается исключительно при согласии всех сторон. Незамужние и холостяки исключение, как и отсутствие у семьи детей. Разводы бывают редко, как правило, если супруг бьет жену или не способен вести хозяйство. Одежды индейцев красочны и весьма эффектны, причем цвета и орнаменты их сохраняются от поры расцвета народа майя.
| |||||||||
|