![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Финляндия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Семейная сказка в озерной стране Лапландское золото Коувола. Формула развлечения Группа Silentium Финны против курения Карл Маннергейм Аки Каурисмяки Кими Райкконен Ян (Юхан Кристиан) Сибелиус Александр Кай-Горан Стубб Кюести Каллио Вилле Херманни Вало Аарни Джими Тенор Михаэль Топпелиус |
Членами кружка был создан в 1831 г. «Финское литературное общество», содействовавшее собиранию фольклора, изданию литературных произведений, развитию периодики. Фольклорист Э. Лёнрот издал народный эпос «Калевала» (1835, расширенная редакция 1849), имевший большое значение для развития финского языка. На протяжении многих десятилетий он питал творчество писателей сюжетами и образами. Его влияние прослеживается в произведениях видных финских писателей А. Киви и Ф. Э. Силланпяя. А. Киви является основоположником новой финской литературы, зачинателем национальной драматургии и романа. В его комедиях «Сапожники из Нумми» (1864) и «Помолвка» (1866), романе «Семеро братьев» (1870) проявились реалистические тенденции в изображении народной жизни. Выдающуюся роль в истории финской культуры сыграли также поэт и автор национального гимна Финляндии И. Л. Рунеберг, писавший на шведском, а также философ, публицист и критик И. В. Снельман (1806—1881). На шведском языке писал мастер исторического романа Ц. Топелиус. В конце 19 в. появилась плеяда писателей-реалистов: М. Кант, Ю. Ахо, А. Ярнефельт, Т. Паккала, И. Кианто. В 20 в. к ним присоединились М. Лассила, Й. Линнанкоски, Й. Лехтонен. Реалисты входили в группу «Молодая Финляндия» и основали ряд периодических изданий, где отстаивали социально-критическое направление в искусстве. Появились новые темы, впервые реалисты стали писать о городской бедноте, о борьбе рабочих за свои права, об угнетенном положении трудящейся женщины, о земельном голоде и разорении мелких арендаторов. Пьесы М. Кант «Жена рабочего» (1885) и «Дети горькой судьбы» (1888) стали большими общественными событиями и вызвали острую полемику.
Для неоромантиков характерны преобладание лирики над эпическими жанрами, поворот от повседневности к исключительному и фантастическому, широкое использование фольклорно-мифологических сюжетов, тяготение к монументальной символике образов. После Первой мировой войны на литературной арене появился ряд новых писателей: лауреат Нобелевской премии Ф. Э. Силланпяя, автор романов о сельской жизни в западной Финляндии, Т. Пекканен, описывавший жизнь рабочих в городе Котка, А. Каллас, произведения которой были посвящены Эстонии, У. Сеппянен, бытописатель карельской деревни, и П. Хаанпяя, писатель-самородок, мастер художественного слова. После окончания Второй мировой войны в результате общей демократизации жизни в Финляндии возникла благоприятная атмосфера для развития национальной культуры. Наряду с распространением, преимущественно в поэзии, модернистских течений в финской прозе укрепился реализм, новый расцвет пережил социальный роман. Большую популярность приобрели романы В. Линна о Второй мировой войне («Неизвестный солдат») и о безземельных крестьянах («Здесь, под Северной звездой»). В жанре исторического романа получил известность М. Валтари, автор нашумевшего «Египтянина». Среди финляндских драматургов наиболее известны М. Йотуни, Х. Вуолиоки и И. Турья, а среди поэтов — Э. Лейно, В. А. Коскенниеми, К. Вала и П. Хаавикко.
Перепубликация с www.finlandiaonline.ru
| |||||||||
|