![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Босния и Герцеговина: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Соган Долма - боснийская кухня Независимость или распад? В Боснии побит мировой рекорд по поцелуям Завидуйте фараоны! Радован Караджич – герой или преступник? "Mostar Sevdah Reunion" – музыкальный ансамбль из города Мостар Посланники доброй воли навестили боснийских беженцев Народы Боснии и Герцеговины Общество и Культура Боснии и Герцеговины Боснийский авангард в традиционном стиле День независимости Боснии и Герцеговины Савиндан - День святого Саввы Рождество Христово в Боснии Герцоговине Праздник труда в Боснии и Герцоговине День памяти жертв Сребреницы и всех войн |
Мост и рекаОстатки храма в Мостаре окружены высокой сеткой. В ней можно без труда отыскать проход, но воспользоваться им нет смысла. Кроме остатков напольной мозаики не сохранилось буквально ничего. Стоящая за развалинами старая церковь окружена высокой стеной, по верху которой в цемент вставлены осколки бутылочного стекла. За церковью – православное кладбище, поднимающееся высоко по холмам и разделенное оврагом. Здесь хоронили еще в XIX веке, но рядом со старинными крестами, часто поваленными, словно ураганом, много и современных могил.
Несколько лет назад мост восстановили. Фрагменты прежнего, его камни, подняли со дна Неретвы, чтобы использовать при строительстве. Сегодня со Старого моста вновь прыгают спортсмены. Только теперь в фильме некоторые из них прикладывают перед прыжком ладони к лицу. Зимой жизнь в Мостаре замирает. Продавцы коротают сумерки в пустых лавочках, в туристическом офисе тебя встречают как героя. Даже дом Малибеговича, хрестоматийный образец оттоманской архитектуры, закрыт для посещения. Внесенный же в список ЮНЕСКО дом Кайтаза, прячущийся в улочках старого города, формально открыт, но на деле тоже оказывается недоступен. Вышедший из соседних ворот человек энергично качает головой: никого там нет сегодня, завтра, может быть, кто придет. Но завтра байрам, и все в стране грозит полным закрытием. Пришлось ехать в Благай, деревушку неподалеку от Мостара. Она известна монастырем дервишей (на деле три с половиной комнатки над живописным водопадом), самим водопадом (на деле два маленьких порожка с водой) и рестораном на рыбной ферме. Все на одной дороге, ведущей от автобусной остановки между рекой и холмами. Фермы я так и не увидел, но кормили и впрямь хорошо. От рыбного супа до форелей – все соответствовало плюс восьми, теплому после сараевского сумрака солнцу, журчанию воды. И даже раздавшийся в самый сладостный момент внутреннего покоя звонок из Москвы не смог разрушить идиллии. Трубку брать не хотелось, но показалось: в этих условиях можно вынести и не такое. Напротив рыбной фермы стоит красивый дом со множеством построек. Это Велагичевина, оттоманский комплекс жилых зданий, ныне тоже превращенный в музей. Во дворе кто-то красил белой краской. Тут же выяснилось, что не просто красил, а практически реставрировал, и не кто-то, а лично директор музея. Семиру Милавичу едва за 20, он говорит на двух европейских языках, занимается туризмом и не очень понимает, почему еще не так давно все стреляли друг в друга и отчего теперь в вверенный его заботам дом не выстраиваются очереди. Хотя летом здесь, говорят, людно: и музыканты, и торговцы сувенирами, и просто желающие посидеть в спокойном дворике, спрятаться от солнца и забот. В музее четыре комнаты, открытых для обозрения (зимой три из них реставрируют), и совершенно удивительное пространство между домом и самой рекой – такой маленький сад, с мостиками над водой, печкой, в которой пекли хлеб, сараями и множеством помещений неизвестного мне назначения. Размещенные в пейзаже с речкой и деревьями на берегу, двумя каналами и шумом далеких водопадов, все они были не просто частью дома, принадлежали не только истории, но и будущему, к которому поток времени устремляется помимо воли тех, кто за ним наблюдает. Или история – это и есть будущее, так и не получающее разгадки своего происхождения? Время готово завалить именами и цифрами, но только поначалу те выглядят как подсказки.
| |||||||||
|