Политико-правовая система
в Боснии и Герцеговине (БиГ) весьма сложна и противоречива — несмотря на
декларируемый принцип равенства граждан, фактически политические права человека
в стране прямо зависят от этнической принадлежности; государственные органы
основаны на принципе национального представительства т. н. «составляющих
народов».
Основным законом страны является Дейтонская конституция
(принята согласно Дейтонским соглашениям ноября 1995). Она основана на принципах
равенства и отсутствия дискриминации, на международной системе защиты прав
человека.
В то же время она сохраняет систему «составляющих народов»,
унаследованную от бывшей Югославии. Конституция государства делегирует
большинство власти двум составным частям федерации (так называемым энтите́там,
серб. ентитет, хорв. entitet), которые имеют каждый собственную конституцию.
Республика Сербская, где живёт большинство сербов, имеет централизованную
государственную администрацию, в то время как Федерация Боснии и Герцеговины,
где живёт большинство боснийцев и хорватов, децентрализована и делится на десять
кантонов, каждый из которых имеет свою конституцию, законодательное собрание,
правительство и бюрократию. С начала существования независимой БиГ значительную
политическую, военную и судебную власть в стране имеет международное
сообщество.
Дейтонские соглашения успешно положили конец боевым действиям
в БиГ. Но им не удалось создать стабильный фундамент для эффективного
государственного строительства, поскольку соглашения учредили очень слабое
центральное правительство, передав большинство власти в руки двух энтитетов.
Политические структуры, разработанные в Дейтонской конституции согласно
этническим границам, иногда обвиняют в том, что они усиливают национальное
разделение в Боснии.
Многие представители народов, которым предстояло
жить на территории БиГ, восприняли Дейтонское соглашение критически. Ряд сербов
считает, что по итогам войны они потерпели поражение, так как районы близ
Сараево, традиционно населённые сербами, были переданы под юрисдикцию
мусульманского руководства. На сербских территориях, между Сараево и Горажде,
был проведён «мусульманский коридор», что разделило Республику Сербскую на две
части.
Два городка в Западной Боснии (Мрконич Град и Шипово), вошедшие в
Республику Сербскую, сербы достойной компенсацией за Сараево и территориальную
разобщённость не сочли. Не были учтены сербские предложения относительно
названия нового государства, избирательной процедуры, функционирования органов
власти на время переходного периода.
Вопрос о независимости и юрисдикции
энтитетов не определяется каким-либо специальным документом, несмотря на то, что
во время Дейтонских переговоров этого требовали боснийские сербы. Конституция
гласит, что все правительственные функции и обязанности, не отнесённые
эксплицитно в федеральную юрисдикцию, могут быть приняты на себя энтитетами.
Последние должны следить за обеспечением правопорядка, и им разрешено
устанавливать «особые параллельные отношения с соседними государствами, не
противоречащие суверенитету и территориальной целостности Боснии и Герцеговины»
. Кроме того, энтитетам позволено иметь собственные вооружённые формирования. В
2005 принято решение о роспуске этих формирований и наборе 10-тысячной
профессиональной федеральной армии.
Согласно Конституции, за защиту прав
человека отвечает федеральное правительство (Совет министров), однако
большинство правозащитных компетенций принадлежит энтитетам, которые в основном
отвечают за правовые и законодательные вопросы.
Федеральное правительство
«зажато» между правительствами энтитетов, с одной стороны, и ролью
международного сообщества в управлении БиГ, с другой; оно подотчётно тем и
другим, но имеет мало власти, если и вовсе не лишено её. Исключением является
Конституционный суд, который может чаще высказываться о конституционности
законов. Однако обеспечение исполнения решений суда на практике наталкивается на
серьёзные трудности.
Существующая избирательная система, с точки зрения
многих международных наблюдателей, нарушает права многих граждан на равное
участие в общественной жизни и устанавливает политическую систему в соответствии
с этническими границами.