Чтобы победить страшную демоницу Табета, там, где ее сердце, был воздвигнут монастырь Джокханг (Лхаса 638 год).
У ее левой ноги в 659 году - Кюйчю Лакханг в Паро, а у ее левого колена - Джампей Лакханг в Бумтанге. Всего же по плану царя Сонгстен Гампо ьыло построено 108 храмов. В 1968 году королева-мать Аши Кесанг построила второй храм, который является точной копией первого. Монастырь считается одной из главнейших святынь, и часто посещается представителями королевской семьи. Несколько раз, когда мы пытались пройти в монастырь, вход был запрещен по-причине визита членов королевской семьи или высших гостей.
В последний день повсюду был траур по поводу смерти Ринпоче, ламы королевской семьи, и в монастыре Кюйчу проводились специальные пуджи. Дамчо сказал, что если там будет Король, то он попросит короля разрешить мне войти, и король не откажет. Когда мы вошли во двор монастыря, мы увидели большое количество стариков, сидящих у молитвенных колес, которые крутили колеса и читали молитвы.
Старики в Бутане, особенно те, кому уже трудно работать, посвящают остаток жизни посещению монастырей и святых мест, молитвам и вращению молитвенных колес. Для этой цели маленькие монастыри есть в каждой деревне и рассредоточены по холмам повсюду. Монастыри также помогают им . Старики кроме всего прочего читают молитвы за здравие королевской фамилии.
Королева-мать особенно заботится о монастырях, и постоянно объезжает монастыри страны, помогает старикам, которые крутят молитвенные колеса, и делает подарки. Не удивительно, что в ожидании Королевы-матери в монастыре Кюйчу собралось много стариков... Наоборот, те старики, которые не занимаются молитвами и медитациями в монастырях, вызывают подозрение. Про них говорят, что они занимаются черной магией...
Когда мы обходили вокруг монастырь Кюйчу, Дамчо показал мне, что через главные ворота вошла Королева-мать в сопровождении придворных дамам. "Тебе не повезло" - сказал мне Дамчо. Вход в монастырь пришлось отложить.Монастырь Дунгтце Лакханг по другую сторону реки напоминает большой квадратный чортен. Мне также не удалось войти во внутрь, однако, когда я попросил Дамчо принести пожертвования для монастыря, из храма вышел монах и предложил мне кувшин со святой водой.
В горах над Паро находится много маленьких монастырей и мест уединения. Буддийские монахи в Бутане иногда уходят в длительную медитацию - обычно на три года, три месяца и три дня, но иногда уходят и на двойной, и на четверной срок. Для медитации выбирается удаленная хижина, и жители окрестных деревень (обычно -родственники) приносят монаху продукты все это время. Из вещей монах берет только теплую одежду и книги для чтения. Мастера медитации, практикуя учение Миларепы, могут вырабатывать внутреннее тепло даже при хорошем морозе, и не замерзать зимой.
Монастырь Тактсанг Лакханг (гнездо Тигрицы) находится на 850 метров выше долины, над глубокой пропастью у скалы. Падмасамбхава прибыл туда в 853 году верхом на тигрице и медитировал в пещере, при этом его жены находились неподалеку около водопада и ткали ткани. Пещеру, где медитировал Падмасамбхава, открывают только один день в году примерно в июне во время муссонов, и тогда тысячи паломников, несмотря на непогоду, стремятся в монастырт. В монастыре 8 храмов и около десятка монахов.
В том же месте медитировал Миларепа, который добрался до монастыря на восходе солнца, оседлав солнечный луч.Хотя кажется, что монастырь находится прямо над пропастью, храмы ограждены перилами. Сзади находится глубокая трещина, которая считается логовом тигрицы. Сбоку от монастыря - водопад, в котором купались жены Падмасамбхавы, пока он медитировал, и несколько хижин для отшельничества. Сверху на горе - еще насколько монастырей и место для захоронения детей.
В бутане принят обычай кремации, однако так как тибетская традиция оставлять тела мертвых в корм птицам считается самым лучшим способом похорон, когда тела отправляются прямо на небо, следуя этой традиции так еще хоронят маленьких детей, ибо для них это - самый бланоприятый обряд. Лица бутанцев, рассказывающих об этом, озарялись радостью.Эта пещера принадлежала святрому по имени Пельпуг. Монастырь посетило немало великих буддийских йогов. Главный, небольшой, храм посвящен Падмасамбхава в виде Дордже Дролое, страшном воплощении, когда он прибыл в пещеру верхом на тигрице.